МОСКВА, 3 окт — РИА Новости. Приостановка российско-американского Соглашения об утилизации плутония – сигнал со стороны России весьма серьезный, ведь речь идет о договоренностях, затрагивающих сферу стратегических вооружений, заявил РИА Новости в понедельник глава международного комитета Совфеда Константин Косачев.
"Приостановка российско-американского Соглашения об утилизации плутония – сигнал со стороны России весьма и весьма серьезный. Ведь речь идет о договоренностях, затрагивающих сферу стратегических вооружений. Об одной из тех немногих тем, где у России и США есть, можно сказать, глобальный "эксклюзив" и они являются равными партнерами", — отметил сенатор.
Он пояснил, что именно применительно к технологии утилизации оружейного плутония Россия продвинулась значительно дальше Америки. "В России впервые был применен способ необратимой утилизации плутония через его превращение в так называемое МОКС — топливо для использования в энергетических ядерных реакторах", — сказал Косачев.
По его словам, американцы сначала тоже собирались строить завод на таких же технологиях, аналогичный российскому, но в итоге сделали ставку на другой способ, можно сказать, условной утилизации – на долгосрочное хранение плутония, смешанного с другими материалами.
"Условной такая утилизация является потому, что оружейный плутоний (т.е. такой, который годится только на оружие) таким способом не уничтожается", о чем еще в апреле этого года напрямую говорил президент России Владимир Путин, добавил глава комитета СФ.
Тогда российский лидер говорил о заявлении США, что они предполагают уничтожать отработанное ядерное топливо не промышленным способом, о чем договорились в 2000 году, а утилизируя в определенных емкостях. "Это означает, по словам президента, что они "сохраняют за собой так называемый возвратный потенциал, то есть его можно извлечь, переработать и опять превратить в оружейный плутоний", — заключил Косачев.