Рейтинг@Mail.ru
Кузница чемпионов: Как в Петербурге готовят химиков-олимпийцев - РИА Новости, 03.10.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кузница чемпионов: Как в Петербурге готовят химиков-олимпийцев

Читать ria.ru в
Борис Миссюль, подготовивший шесть победителей международных и более 20 победителей и призеров всероссийских олимпиад по химии, поделился некоторыми секретами своего ремесла.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 окт – РИА Новости. Петербург известен не только как музей под открытым небом, но и в качестве первой в стране "кузницы" участников международных олимпиад по химии. Преподаватель химцентра Президентского физико-математического лицея № 239 Борис Миссюль, подготовивший шесть победителей международных и более 20 победителей и призеров всероссийских олимпиад, поделился с РИА Новости некоторыми секретами своего ремесла.

Как все начиналось

Сегодня химический центр при лицее выглядит, словно декорация к фантастическому фильму: просторные светлые залы с длинными столами, где поблескивают загадочные колбы и реторты. Но выращивают здесь не зловредные вирусы и зомби, а будущих чемпионов-олимпийцев по химии из вполне обычных школьников восьмых – одиннадцатых классов.

Руководитель Фонда Талант и успех Елена Шмелева
Елена Шмелева: главное — показать одаренным детям, что они нужны России
"Химцентр мы организовали ровно 20 лет назад, — с отцовской гордостью рассказывает Миссюль, — все начиналось на базе обыкновенного школьного кабинета по химии. Я собрал группочку из пяти ребят. Объявления о наборе групп давал в газету "Метро". Сначала пришлось учиться и самому – учиться учить ребят".

Создание полигона тренировок олимпийцев — личная инициатива Миссюля. Основное место работы Бориса Викторовича – вовсе не школа, а отдел биохимии Института экспериментальной медицины, где он занимается проблемой атеросклероза. На вопрос, нашел ли себя в преподавательской деятельности, смеется: "Не нашел бы — эти 20 лет не выдержал. А секрет, как находить время, чтобы все успевать, прост: для этого нужно иметь прекрасную жену, которая может прикрыть тылы и справиться с бытовыми хлопотами".

"Когда я был школьником, считалось, что выиграть Ленинградскую олимпиаду сложнее, чем Всесоюзную, у нас очень мощные люди были. В конце 70-х это было, а потом в конце 80-х качество подготовки к олимпиадам в северной столице резко пошло вниз. Нужно было поправлять положение. Я поставил себе задачу продвигаться поэтапно – сначала готовить ребят на уровне города, потом – российский уровень и так далее", — рассказывает преподаватель.

После мытарств по разными школьным площадкам химцентр оказался в лицее № 239, где обрел обновленный корпус и лабораторию, в которой сегодня можно подготовить индивидуальный научный проект.

"С 1998 года мы постоянно берем дипломы на уровне российской. А в 2001 году впервые двое ребят поехали на международную олимпиаду, причем сразу двое, хотя обычно от каждого региона попадет в команду по одному. Это было неожиданно и приятно. Прошло 15 лет, за это время у нас 10 поездок на "международку", стабильно берем там золотые медали: за последние шесть поездок только одна серебряная, остальные – золото", — говорит Миссюль.

Время точных наук

Участник эксперимента по имитации миссии на Марс на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах
"Я бы полетела на Марс в один конец": дети-изобретатели о космосе и ЕГЭ
В классе химцентра, где преподают теорию, собираются школьники. Задние парты здесь популярностью не пользуются. После начала занятия становится понятно, почему: подача материала основана на диалоге учителя и учеников. На уроке о законах термодинамике девочки и мальчики с "фенечками" с жаром обсуждают энергию гравитации, теорию струн, свойства темной материи и непонятно для непосвященных шутят о формулах термодинамики.

В ходе урока преподаватель подбрасывает аудитории коварный вопрос: "В чем хранить абсолютный растворитель?" Аудитория на миг задумывается, потом взрывается версиями. "Вот недельку подумайте, а потом выдайте аргументированное обоснование", — "безжалостно" говорит Миссюль, пряча в усы улыбку.

Спрос на учебу в химцентре огромный. "Сейчас все количество желающих учиться мы уже не перевариваем, — вздыхает Борис Викторович, – нужно уже как-то расширяться. В этом году одних только восьмиклассников пришло порядка 70 человек. Потом, конечно, многие уходят, не выдерживают жесткой большой работы, но те, кто остаются, добиваются многого".

По его мнению, "где-то к середине нулевых годов народ похоже объелся экономистами и юристами, ребята все больше и больше идут в точные науки. Человек хочет идти туда, где можно добиться результатов".

Занятия в центре разделяются на теоретические и практические — в лабораториях. Во время теории разбираются крупные проблемы химической науки, также ребята работают самостоятельно с литературой и тренируются в решении задач.

Школьники за компьютерами
Киясов: детей теперь вызывают не к доске, а к гаджету
Миссюль считает, что нынешние школьники, выросшие в эпоху интернета и компьютерных игр, мало чем отличаются от своих советских ровесников. "Мышление не изменилось, может быть, изменилась мотивация – сейчас школьники более прагматичны. Та классическая борьба физиков и лириков 1960-х годов ушла в прошлое. Сегодня школьники более жесткие и более четко понимающие, чего хотят добиться", — говорит он.

Выпускники химцентра — как правило не только победители олимпиад, но и востребованные специалисты на производствах. Одни уезжают в Европу и США, другие становятся специалистами на отечественных предприятиях. "Сегодня на специалистов-химиков спрос очень большой, в фармацевтической отрасли, полимерной, кто-то уходит в науку, хотя… там по нынешним временам не так просто, но обустраиваются, защищают даже кандидатские по квантовой химии. Вариантов много", — рассказывает Миссюль.

Идут выпускники химцентра и в гуманитарные науки: в историки и филологи. "Мы не только готовимся по химии, в первую очередь мы учимся думать, а это пригодится везде", — уверен он.

Три кита

"У нашего химцентра есть три основы, на которых мы стоим много лет. Первая: мы изначально считаем, что все ребята талантливые. Другое дело, что, к сожалению, у нас очень много людей не научилось учиться. Уметь учиться – определенный талант, может, даже профессия. Уметь усваивать информацию самому, найти, переработать и понять – не так просто. Наши ребята это умеют. Больше половины требуемого объема информации они находят сами", — рассказывает Миссюль.

Вторая основа преподавания в химцентре – отсутствие оценок. Домашние задания просматриваются лишь на предмет недоработок.

"Третье – они должны уметь спрашивать, добывать информацию. Если не понимаешь вычитанный материал, нужно прийти к преподавателю и сформулировать вопрос. Эти три простенькие основы позволяют работать так, что ребятам интересно – потому что они сами все делают. Любая активная работа интересна всегда", — рассказывает учитель.

Лекция в университете
Тупики и ловушки российской системы образования
Есть у главы химцентра еще один принцип – он давно пришел к выводу, что работа преподавателя исключает формальный подход. Учитель уверен: "Работать по схеме "пришел, отработал зарплату и ушел", забыв о ребятах – нельзя. Они же мне названивают постоянно, на выходных тоже – вот возникла та и или иная проблема, как решить? Контачим мы постоянно. Ни один из вопросов ученика не должен остаться без ответа".

В 1994 году ЮНЕСКО провозгласила 5 октября Всемирным днем учителя. В этот день в 1966 году произошло важное для учителей событие: на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда (МОТ) приняли рекомендации о положении учителей — первый международный документ о правовом статусе работников образования.

В России с 1965 по 1994 годы День учителя праздновался в первое воскресенье октября. На основании указа президента России от 3 октября 1994 года День учителя отмечается 5 октября.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала