С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 окт – РИА Новости. Петербург известен не только как музей под открытым небом, но и в качестве первой в стране "кузницы" участников международных олимпиад по химии. Преподаватель химцентра Президентского физико-математического лицея № 239 Борис Миссюль, подготовивший шесть победителей международных и более 20 победителей и призеров всероссийских олимпиад, поделился с РИА Новости некоторыми секретами своего ремесла.
Как все начиналось
Сегодня химический центр при лицее выглядит, словно декорация к фантастическому фильму: просторные светлые залы с длинными столами, где поблескивают загадочные колбы и реторты. Но выращивают здесь не зловредные вирусы и зомби, а будущих чемпионов-олимпийцев по химии из вполне обычных школьников восьмых – одиннадцатых классов.
Создание полигона тренировок олимпийцев — личная инициатива Миссюля. Основное место работы Бориса Викторовича – вовсе не школа, а отдел биохимии Института экспериментальной медицины, где он занимается проблемой атеросклероза. На вопрос, нашел ли себя в преподавательской деятельности, смеется: "Не нашел бы — эти 20 лет не выдержал. А секрет, как находить время, чтобы все успевать, прост: для этого нужно иметь прекрасную жену, которая может прикрыть тылы и справиться с бытовыми хлопотами".
"Когда я был школьником, считалось, что выиграть Ленинградскую олимпиаду сложнее, чем Всесоюзную, у нас очень мощные люди были. В конце 70-х это было, а потом в конце 80-х качество подготовки к олимпиадам в северной столице резко пошло вниз. Нужно было поправлять положение. Я поставил себе задачу продвигаться поэтапно – сначала готовить ребят на уровне города, потом – российский уровень и так далее", — рассказывает преподаватель.
После мытарств по разными школьным площадкам химцентр оказался в лицее № 239, где обрел обновленный корпус и лабораторию, в которой сегодня можно подготовить индивидуальный научный проект.
"С 1998 года мы постоянно берем дипломы на уровне российской. А в 2001 году впервые двое ребят поехали на международную олимпиаду, причем сразу двое, хотя обычно от каждого региона попадет в команду по одному. Это было неожиданно и приятно. Прошло 15 лет, за это время у нас 10 поездок на "международку", стабильно берем там золотые медали: за последние шесть поездок только одна серебряная, остальные – золото", — говорит Миссюль.
![Учитель химии Петербургского лицея № 239 Борис Миссюль Учитель химии Петербургского лицея № 239 Борис Миссюль](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147835/49/1478354993_0:0:2701:2048_768x0_80_0_0_e1b9e859b3211943b15ec1bf017dd3e4.jpg)
Время точных наук
В ходе урока преподаватель подбрасывает аудитории коварный вопрос: "В чем хранить абсолютный растворитель?" Аудитория на миг задумывается, потом взрывается версиями. "Вот недельку подумайте, а потом выдайте аргументированное обоснование", — "безжалостно" говорит Миссюль, пряча в усы улыбку.
Спрос на учебу в химцентре огромный. "Сейчас все количество желающих учиться мы уже не перевариваем, — вздыхает Борис Викторович, – нужно уже как-то расширяться. В этом году одних только восьмиклассников пришло порядка 70 человек. Потом, конечно, многие уходят, не выдерживают жесткой большой работы, но те, кто остаются, добиваются многого".
По его мнению, "где-то к середине нулевых годов народ похоже объелся экономистами и юристами, ребята все больше и больше идут в точные науки. Человек хочет идти туда, где можно добиться результатов".
Занятия в центре разделяются на теоретические и практические — в лабораториях. Во время теории разбираются крупные проблемы химической науки, также ребята работают самостоятельно с литературой и тренируются в решении задач.
Выпускники химцентра — как правило не только победители олимпиад, но и востребованные специалисты на производствах. Одни уезжают в Европу и США, другие становятся специалистами на отечественных предприятиях. "Сегодня на специалистов-химиков спрос очень большой, в фармацевтической отрасли, полимерной, кто-то уходит в науку, хотя… там по нынешним временам не так просто, но обустраиваются, защищают даже кандидатские по квантовой химии. Вариантов много", — рассказывает Миссюль.
Идут выпускники химцентра и в гуманитарные науки: в историки и филологи. "Мы не только готовимся по химии, в первую очередь мы учимся думать, а это пригодится везде", — уверен он.
![Учитель химии Петербургского лицея № 239 Борис Миссюль Учитель химии Петербургского лицея № 239 Борис Миссюль](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147835/47/1478354777_0:0:3072:2048_768x0_80_0_0_eaf39dcaf2b578a681adfeb27a1ae888.jpg)
Три кита
"У нашего химцентра есть три основы, на которых мы стоим много лет. Первая: мы изначально считаем, что все ребята талантливые. Другое дело, что, к сожалению, у нас очень много людей не научилось учиться. Уметь учиться – определенный талант, может, даже профессия. Уметь усваивать информацию самому, найти, переработать и понять – не так просто. Наши ребята это умеют. Больше половины требуемого объема информации они находят сами", — рассказывает Миссюль.
Вторая основа преподавания в химцентре – отсутствие оценок. Домашние задания просматриваются лишь на предмет недоработок.
"Третье – они должны уметь спрашивать, добывать информацию. Если не понимаешь вычитанный материал, нужно прийти к преподавателю и сформулировать вопрос. Эти три простенькие основы позволяют работать так, что ребятам интересно – потому что они сами все делают. Любая активная работа интересна всегда", — рассказывает учитель.
В 1994 году ЮНЕСКО провозгласила 5 октября Всемирным днем учителя. В этот день в 1966 году произошло важное для учителей событие: на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда (МОТ) приняли рекомендации о положении учителей — первый международный документ о правовом статусе работников образования.
В России с 1965 по 1994 годы День учителя праздновался в первое воскресенье октября. На основании указа президента России от 3 октября 1994 года День учителя отмечается 5 октября.
![Учитель химии Петербургского лицея № 239 Борис Миссюль Учитель химии Петербургского лицея № 239 Борис Миссюль](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147835/49/1478354911_0:0:2730:2048_768x0_80_0_0_ee523d80364db969c7aa00dd4c39be56.jpg)