Посол России в Венесуэле Владимир Заемский рассказал корреспонденту РИА Новости в Мехико Дмитрию Знаменскому о перспективах российско-венесуэльского сотрудничества в непростой период снижения цен на нефть, об исполнении контрактов в ВТС и внутриполитической ситуации в южноамериканской стране.
— Как, на ваш взгляд, сказывается внутриполитическая обстановка в Венесуэле (в частности, действия оппозиции, требующей провести референдум об отставке президента Николаса Мадуро) на двусторонних отношениях Каракаса и Москвы? Может ли ситуация в стране в итоге привести к очередной цветной революции?
— Конфликтоопасное противостояние боливарианских властей и оппозиции, получившей на прошедших выборах большинство в Национальной ассамблее, на данном этапе не затрагивает напрямую вопросы сотрудничества Каракаса с внешними партнерами, включая Россию. Контроль парламента за внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью правительства выражается, согласно конституции, в процедуре одобрения заключаемых международных договоров, имеющих общественное значение. Это обстоятельство, безусловно, следует учитывать при выходе на новые договорные документы в рамках двустороннего сотрудничества.
При анализе перспектив инициируемой оппозицией протестной волны нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в противовес организуемым правыми силами уличным мероприятиям правительство мобилизует марши, пикеты и митинги своих сторонников, привлекая к ним при необходимости хорошо подготовленные группы чавистского актива. Следует иметь в виду, что проводимые в стране социальные преобразования высоко ценятся и поддерживаются той частью венесуэльского общества, которая впервые смогла реализовать свои политические и экономические права и не намерена от этого отказываться. Необходимо также учитывать, что боливарианское правительство активно поддерживают венесуэльские вооруженные силы, включающие национальную гвардию, привлекаемую для обеспечения правопорядка, а также части народной милиции, состоящие из идейно мотивированных ополченцев. Такой расклад сил, разумеется, не может не усложнять задачу организации в Венесуэле цветной революции.
— Ранее замдиректора ФСВТС России заявил, что Москва ждет ответа Каракаса на коммерческие предложения по итогам переговоров о продаже партии из 12 истребителей Су-30, был ли получен такой ответ? Когда может состояться подписание контракта или экономическая ситуация в Венесуэле пока не позволяет его заключить?
— На данный момент отсутствует какая-либо конкретика по вопросу приобретения венесуэльской стороной новой партии самолетов Су-30. Могу сказать, что официального запроса в этой связи в адрес российской стороны не поступало. При этом, говоря о текущей экономической ситуации в Венесуэле, прогнозировать развитие данного проекта достаточно сложно. Желание наших партнеров расширить существующий парк приобретенной у Российской Федерации авиатехники вполне объяснимо: оно прежде всего вызвано тем, что ранее поставленные российские Су-30 наилучшим образом зарекомендовали себя в ходе эксплуатации в Венесуэле.
Вместе с тем нельзя не отметить большое значение для венесуэльцев вопроса дальнейшего поддержания существующего авиапарка этих самолетов в должном состоянии для эксплуатации. Это также является важным направлением сотрудничества и неотъемлемо включает в себя своевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту самолетов, приобретение запчастей и агрегатов, повышение уровня квалификации имеющегося и обучение нового летно-технического персонала.
— В целом как вы оцениваете в нынешних условиях Венесуэлы и с учетом работы оппозиционного парламента перспективы исполнения контрактов в области ВТС с Россией? Есть ли угроза их срыва?
— Отмечу, что взаимодействие Российской Федерации с Венесуэлой, как и с другими иностранными государствами, в области ВТС осуществляется на межгосударственном уровне и носит исключительно официальный характер. Все заключенные ранее с венесуэльской стороной контракты на поставку военной техники и оказание соответствующих услуг прошли необходимые внутригосударственные согласования, соответствуют всем международным правовым нормам. Стороны осуществляют постоянный государственный контроль за ходом и качеством реализации этих контрактов. Имеющиеся соглашения в области военно-технического сотрудничества отражают приоритетность интересов обоих государств, направлены на обеспечение обороноспособности Венесуэлы и борьбу с наркотрафиком. Сложившаяся внутриполитическая обстановка в стране и публично обозначенные подходы оппозиционных депутатов на данный момент не дают оснований ставить под вопрос перспективы исполнения достигнутых договоренностей.
— Как вы оцениваете возможности России и Венесуэлы совместно работать для стабилизации рынка нефти? Возможно ли заключение между Россией и Венесуэлой соглашения по нефти подобно подписанному ранее соглашению между Россией и Саудовской Аравией?
— Возможности российско-венесуэльского сотрудничества в плане стабилизации конъюнктуры нефтяного рынка достаточно высоки. Последние годы наши страны наработали немалый опыт взаимодействия в этой области, включая встречи на высоком и высшем уровне. По многим вопросам наши точки зрения совпадают. А в тех случаях, когда имеются незначительные различия в подходах, стороны стремятся учитывать взаимные интересы и пожелания. В целом российские и венесуэльские специалисты нефтяного рынка имеют схожие позиции относительно путей решения текущих проблем рынка нефти. Что касается возможности подписания соглашения, подобного российско-саудовскому, то, как мне представляется, уровень взаимодействия между нашими странами в данной области и так достаточно высок, о чем свидетельствуют регулярные российско-венесуэльские контакты.
— Какие визиты венесуэльских высокопоставленных лиц в Россию планируются до конца текущего года?
— Российско-венесуэльский политический диалог всегда отмечался насыщенностью и высоким уровнем. Между нашими странами на системной основе осуществляются плотные контакты в интересах дальнейшего упрочения стратегического партнерства в торгово-экономической и культурно-гуманитарных сферах, а также в плане координации подходов на различных многосторонних площадках. По сложившейся практике российская сторона проинформирует общественность и представителей СМИ о возможных встречах и визитах и, разумеется, об их итогах в установленном порядке.
— Могли бы вы прокомментировать итоги встречи в Дохе? Были ли они ожидаемыми для венесуэльской стороны? Как в целом складывается ситуация в Венесуэле после падения цен на нефть?
— Апрельская встреча в Дохе готовилась на фоне проседания цены на нефть в начале нынешнего года до отметки ниже 30 долларов за баррель. Цена венесуэльского экспортного бренда опускалась даже ниже 20 долларов. В дальнейшем, как известно, нефтяной рынок несколько отыграл спад. Это, видимо, и повлияло на характер решения участников встречи, которые посчитали, что преждевременно устанавливать искусственные регуляторы нефтяной конъюнктуры и необходимо временно дать волю рыночным процессам восстановления. Как нам известно, венесуэльские коллеги предполагали такой исход встречи. Они умелые и опытные игроки на этом рынке. Более того, в Каракасе не ждут манны небесной и стойко держат удар от низких для венесуэльской экономики цен на нефть, которая обеспечивает 96 % экспортной выручки и составляет 40% ВВП. После падения цен на нефть в Венесуэле ситуация складывается сложно. Подскочили цены на те виды продовольствия и товаров широкого потребления, которые не регулируются государством. Сохраняется определенный дефицит отдельных товарных позиций, востребованных населением. Справедливости ради надо сказать, что венесуэльское руководство старается оперативно решать острые вопросы. При этом социальные аспекты всегда доминируют при принятии тех или иных экономических решений. Власти прилагают немалые усилия к наведению порядка со снабжением населения основными продуктами питания, основными потребительскими товарами и медикаментами. Совершенствуется система реализации продукции. Увеличиваются масштабы адресной доставки населению ежемесячных продовольственных наборов. Внедряется система закрепления граждан за ближайшими от места жительства торговыми заведениями. Стали проявляться сигналы о наполнении потребительского рынка по ряду важных позиций. В независимых торговых сетях замечено снижение цен на ряд дефицитных товаров. Оказывается комплексная поддержка национальным производителям с упором на экспорт и импортозамещение. Налаживается регулярность импортных закупок.
— Как вы можете оценить последствия решений неформальной встречи ОПЕК в Алжире для Венесуэлы?
— В Венесуэле с удовлетворением восприняли договоренности, достигнутые странами-членами ОПЕК на недавней неформальной встрече "на полях" Международного энергетического форума в Алжире о заморозке и снижении в 2017 году объемов добычи нефти до 32,5-33 миллиона баррелей в сутки.
В правительстве не без оснований отмечают, что это "историческое решение" во многом стало возможным благодаря предпринимавшимся в 2015-2016 годах президентом Николасом Мадуро шагам, направленным на объединение усилий всех основных производителей углеводородов по стабилизации ситуации на нефтяном рынке. Венесуэльские эксперты также обращают внимание на конструктивную позицию России, занятую в этом вопросе.
Каракас выражает надежду на стабилизацию мировой нефтяной конъюнктуры в предпочтительном для венесуэльской экономики диапазоне цен в пределах в 50-60 долларов за баррель, что позволит стране не только спокойно решать текущие проблемы, исполнить государственный бюджет, но и обеспечить инвестиции в отрасль. Вместе с тем налицо понимание и того, что эффективность алжирских решений во многом зависит от четкого согласования квот на добычу участниками ОПЕК в ходе очередной сессии организации в конце ноября в Вене. Кроме того, очевидно, что на имплементацию договоренностей могут частично влиять другие многочисленные участники нефтяного рынка.
— Можно ли говорить о возможности серьезных волнений с учетом ситуации с дефицитом доступных товаров? Как вы оцениваете перспективу сохранения политической стабильности в государстве?
— Касаясь модальностей протестного движения в стране, отрадно отметить, что лидеры оппозиции неизменно подчеркивают его мирный, конституционный характер. Раскрутка силового сценария в ходе массовых антиправительственных выступлений в 2014 году закончилась полным поражением организаторов беспорядков. Трагическим итогом тех событий стали гибель и ранение многих мирных граждан. Серьезной острасткой на будущее стало привлечение к уголовной ответственности ряда организаторов той бойни. Вместе с тем следует учитывать заявления руководителей оппозиции о намерении трансформировать в акции массового протеста существующее в обществе недовольство в связи с обвалом в снабжении населения продуктами, лекарствами и потребительскими товарами первой необходимости, угрозы радикалов организовать стачечное движение, студенческие выступления, акции гражданского неповиновения. В этих обстоятельствах для сохранения политической стабильности в стране, преодоления существующего уровня конфронтации двух антагонистических блоков как никогда востребован общенациональный диалог, о чем, к слову, свидетельствуют и опросы общественного мнения. Кстати говоря, как показывают данные социологических исследований, большинство венесуэльцев высказывается за то, чтобы прежде всего был налажен диалог между правительством и предпринимателями в интересах снижения остроты переживаемых сегодня проблем.
Важным условием нормализации политической обстановки в Венесуэле является также максимальное ограничение имеющих место попыток вмешательства во внутренние дела страны, предпринимаемых со стороны региональных сторонников здешней оппозиции и коллективного Запада, поддерживаемого влиятельными международными СМИ и НПО.
Со своей стороны Россия исходит из того, что политическое решение проблем Венесуэлы должно быть найдено самим венесуэльским народом, избравшим в свое время легитимные органы власти. Оно должно соответствовать конституционным нормам и национальному законодательству. Деструктивное вмешательство извне недопустимо. Никто не вправе навязывать Венесуэле цветные сценарии по известным радикальным технологиям, дестабилизируя обстановку. Мы приветствуем усилия ряда политиков по содействию поиску взаимопонимания между различными политическими силами в Венесуэле. Надеемся, что такие шаги приведут в конечном счете к положительному результату. Готовы подключиться к ним, если это будет признано необходимым.
— На фоне снижающихся цен на нефть и трудностей в нефтегазовой отрасли Венесуэлы не заметила ли страна желания российских компаний выйти из каких-то совместных проектов? Или в настоящее время российские компании, наоборот, планируют увеличить работу в стране?
— Российские нефтегазовые компании, работающие на венесуэльском рынке, с достоинством выдерживают временные трудности, обусловленные снижением цен на нефть. Работа российских нефтяников в рамках совместных с венесуэльскими коллегами предприятий осуществляется в соответствии с бизнес-планами без какой-либо конъюнктурной подоплеки. Постепенно наращивается добыча нефти, которая в совокупности превышает 220 тысяч баррелей в сутки. Что касается новых проектов, то сейчас в Венесуэле ведется работа по широкому привлечению иностранных инвесторов в совместную разработку месторождений полезных ископаемых в рамках программы "Рудная дуга". В ней уже подтвердили свое участие компании разных стран, в частности Италии, Китая, Швейцарии, Демократическая Республика Конго и Канады. Рассчитывают в Каракасе и на российские инвестиции в профильные проекты.
— Как обстоят дела со строительством заводов по производству автоматов Калашникова в Венесуэле? Насколько вы могли бы оценить сейчас их готовность?
— Создание на территории Венесуэлы лицензионного производства автоматов АК-103 и патронов калибра 7,62 мм является одним из знаковых проектов в российско-венесуэльском сотрудничестве. Это первый подобный прецедент в регионе, а по масштабам и во всем мире для АО "Рособоронэкспорт".
К сожалению, следует признать, что при реализации этих контрактов возникли определенные сложности, вследствие которых сооружение заводов было приостановлено. Сейчас идет подготовка к возобновлению строительных работ, в том числе и с привлечением венесуэльских организаций. В ближайшее время на площадку выйдут рабочие бригады.
Хочу отметить, что сложности имеют место именно со строительной частью. Что касается технологического оборудования для производства, то практически все оно изготовлено и по большей части доставлено в Венесуэлу.
Кроме того, вне зависимости от стройки в скором времени планируется осуществить очередной этап сборки автоматов силами венесуэльских специалистов на площадях венесуэльской военно-промышленной компании Cavim, что также предусмотрено контрактом.