АМСТЕРДАМ, 28 сен — РИА Новости. Совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), которая работает над поиском виновных в крушении малайзийского Boeing в 2014 году, обнародует предварительный доклад. Ожидается, что эксперты из Нидерландов, Австралии, Украины, Бельгии и Малайзии опубликуют данные о типе ракеты, которая поразила самолет, а также о точном месте ее запуска.
Год назад — 13 октября 2015 года — результаты своего расследования опубликовал Совет безопасности Нидерландов. Ведомство ставило перед собой задачу объяснить причины произошедшего и не занималось возложением вины на ту или иную сторону.
В докладе отмечалось, что крушение лайнера вызвал взрыв у левого борта боевой части типа 9Н314М, установленной на ракете серии 9М38, запущенной из системы "Бук". Точное место пуска следствие не установило: согласно выводам расследования, ракета могла быть выпущена с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины.
Что касается типа ракеты, в концерне также указывают на серию 9М38 и отмечают, что подобные ракеты есть у Украины, в России же они были сняты с вооружения в 2011 году. С выводом о том, что боеголовка ракеты является новой модификацией — 9Н314М — в Москве категорически не согласны.
Киев знает, но скрывает
Несмотря на то, что Россия не входит в JIT, за помощью к ней всё же обращались. Ранее Голландия запрашивала, в частности, необработанные первичные радиолокационные изображения украинского воздушного пространства региона Луганск-Донецк за период, когда произошло крушение лайнера.
Как заявил в свою очередь начальник радиотехнических войск Воздушно-космических сил генерал-майор Андрей Кобан, российский радиолокатор обнаружил бы ракету, сбившую Boeing в Донбассе, если бы ее выпустили из района, находящегося восточнее точки катастрофы. Однако ответить на вытекающий из этого вопрос, был ли произведен пуск с территорий южнее или западнее точки катастрофы, технические возможности российских средств объективного контроля, по его словам, не позволяют.
Дать ответ на этот вопрос могут украинские радиолокационные средства: как сообщил Кобан, 17 июля 2014 года средствами радиотехнический разведки России в районе крушения самолета была отмечена работа радиолокационных станций ВСУ, предназначенных для ведения разведки и контроля воздушного пространства. Это подтверждает факт наличия украинских средств ПВО в районе катастрофы.
"Сегодня, являясь членом совместной следственной группы, Украина откровенно уклоняется от предоставления данных и манипулирует ходом расследования, которое идет по ложному следу. От противоречивых данных о поражающих элементах до неверного определения типа ракеты и, как следствие, места ее запуска", — сказал он.
По заявлению российского генерала, предполагаемое международной технической комиссией место запуска ракеты "однозначно опровергнуто информацией первичной радиолокации".