АЛЕППО (Сирия), 26 сен – РИА Новости, Михаил Алаеддин. Сирийская армия и отряды ополчения бригад "Аль-Кудс" в субботу вернули полный контроль над палестинским лагерем беженцев Хандарат в северо-восточном пригороде Алеппо. В воскресенье утром стало известно, что отряды боевиков вновь заняли большую часть лагеря.
Корреспондент РИА Новости — один из немногих представителей СМИ, который смог побывать в Хандарате практически сразу после его освобождения. Были обнаружены часть уцелевшего оружия боевиков и остатки отстрелянных снарядов американского производства.
Северная дорога под обстрелом
Лагерь уже более двух лет контролируют вооруженные группировки, которых поддерживают США и Турция, а также террористическое бандформирование "Джебхат ан-Нусра", запрещенное в РФ и ряде других стран.
Конвой выезжал практически из центра Алеппо. Сопровождение было сформировано из бойцов ополчения "Аль-Кудс". Они лучше любого другого знали, как относительно безопасно доехать до места назначения.
"Друзья, я понимаю, что ехать через северную дорогу ближе, но сейчас это самоубийство. Давайте потратим время и обогнем город с юга", — говорит командир ополчения Хамада.
Спорить нет смысла. Ополченцы с автоматами прыгают в пикап и начинают набирать скорость, успевать за ведущей машиной сложно, но необходимо. При выезде из города открывается панорама на северную трассу.
"Я же говорил — надо тут ехать. Террористы обстреливают ее из минометов – видишь, все горит", — кричит в рацию Хамада из соседней машины. А по левую руку на той стороне города и правда виднеются черные клубы дыма.
Мы освобождали наш второй дом
Бригада "Аль-Кудс" сформирована из бойцов палестинцев. Многие ополченцы, как оказалось, всю жизнь прожили в Хандарате.
"Наши бригады штурмовали город, мы знаем каждый закоулок здесь. Армия поддерживала артиллерией, и была группа спецназа. Но все уничтожено, от моего дома не осталось ничего, кроме камней. Мы бились за наш второй дом, первый остался в Палестине, такая наша судьба", — говорит ополченец Махер с загипсованной рукой.
Махер знал каждый дом в лагере и, пока мы перебегали между открытыми частями улиц, он рассказывал, где кто жил и где были госучреждения.
"Касим, прости, брат, за плохую новость, мы с русским журналистом дошли до твоего дома, он пуст и разрушен, не осталось ничего", — с горечью передает по телефону последние сводки с места Махер.
Интересные находки
"Вы правильно обратили внимание. Эти баллоны турецкого производства. У нас таких не выпускают, и да, именно такие падают на жилые кварталы Алеппо", — указывая на самодельные снаряды, говорит Хамада.
К школе подойти было невозможно. Террористы, засев на высоте напротив, менее чем в километре обстреливают вход в здание из зенитной установки. Поднятая пыль от очередей боевиков в нескольких десятках метрах была более чем убедительна, чтобы принять решение дальше не идти.
Обходя улицы, которые уже были пристрелены, обнаружили еще ряд интересных последствий боя — среди камней лежат тубусы от 81-мм минометных снарядов, используемых НАТО, и, судя по маркировке, — американского производства.
Правительство США, Саудовская Аравия, Катар и ряд западных государств продолжают называть вооруженные группировки "Ахрар аш-Шам", "Нуреддин аз-Зинки", "Джейш аль-Фатх" и прочих умеренной оппозицией, несмотря на то, что они и десятки более мелких группировок давно воюют под началом террористической группировки "Джебхат ан-Нусра".
Казнили ребенка за измену
В течение недели палестинские ополченцы в ходе боев на юге и юго-западе Алеппо смогли ликвидировать двух из трех палачей.
Представители США, комментируя этот инцидент, сказали лишь, что это единичный случай, который не должен характеризовать данную группировку как террористическую.
Об этой казни говорили и палестинские партизаны во время пребывания в лагере, в тот момент, когда мы подошли к дому, где когда-то жила семья Исса.
После разговоров с беженцами с восточных окраин Алеппо стало понятно, что смерть Абдаллы не первый случай. Радикалы казнили детей и раньше, оставляя их тела на центральных перекрестках для устрашения тех, кто хотел воевать в ополчении или просто думал бежать в контролируемые властями районы.
Назад сложней
"Ситуация осложнилась. Видимо, противник готовится к контратаке. Только что в пролете напротив ранили нашего бойца. Бежим по отдельности с рваными интервалами. Задача пробежать три таких пролета", — кричит старый ополченец, падая на землю при свисте минометного снаряда. "Смертельная посылка" упала в соседнем квартале.
Пугала интенсивность выстрелов, прилетавших на открытые участки дороги. Между очередями интервал был неравномерный – от двух до пяти минут. Автоматчик на высоте, к счастью, не способен угадать интервал между членами группы. Очереди крошили разваленную стену в пролете, когда группа была в безопасности.
Минометный обстрел с коллегами из ВГТРК
До машины оставалась одна улица. На расчищенном пространстве среди развалин домов ополченцы-палестинцы обнимали и целовали друг друга, поздравляя с освобождением их второй родины.
В начале улицы работала съемочная группа военного корреспондента ВГТРК Евгения Поддубного. Оператор аэросъемки стоял в здании, что было ниже, управляя своим беспилотником. Успели перекинуться лишь несколькими фразами, когда минометный снаряд разорвался в 20 метрах.
Снаряд прилетел в стену здания. Осколки, к счастью, до корреспондентов не долетели. Паники не было, все организованно легли у ближайшей стены и, дождавшись еще одного разрыва на соседней улице, отошли мелкими группами в развалины домов.
Положение к вечеру резко обострилось — боевики начали интенсивно вести огонь из пулеметов и автоматов по позициям "Аль-Кудс". Пока добежали до машины, рядом разорвалось еще четыре мины. Оставаться здесь при наступлении темноты становилось все более тревожно. Водитель машины сопровождения из ополчения уехал не предупредив.
Было принято решение загружаться в один внедорожник. Двоим ополченцам, включая Хамаду, места не нашлось, они встали на подножки машины и ухватились за рейлинги на крыше.
Радость победы длилась недолго
Машины возвращались, снова огибая весь город через южный въезд, так как дорога через северные ворота интенсивно обстреливалась боевиками из минометов.
Радость по случаю успехов сирийской армии длилась совсем не долго. Утром позвонил командир бригады "Аль-Кудс" и сообщил о том, что бойцам палестинского ополчения пришлось оставить большую часть лагеря, после того как отряды радикалов предприняли контратаку сразу с нескольких сторон.