БЕЛГРАД, 25 сен – РИА Новости. Результаты обработки данных с 30,76% участков показывают, что 99,8% избирателей Республики Сербской (РС) Боснии и Герцеговины (БиГ) поддержали День РС 9 января на референдуме в воскресенье, сообщила Республиканская избирательная комиссия (РИК).
РИК ранее зарегистрировала 1 219 399 избирателей и обеспечила 1900 мест для голосования. Места для голосования также были открыты в Сербии, России, Бельгии, Нидерландах и Франции, где проживают боснийские сербы. Вопрос для плебисцита сформулирован просто: "Поддерживаете ли вы, что 9 января отмечается и празднуется как День Республики Сербской?"
РС, одна из двух государствообразующих частей БиГ, отмечает свой праздник ежегодно с 9 января 1992 года, когда состоялась первая Скупщина (парламентское собрание) сербского народа БиГ. Однако в прошлом году Сараево официально воспротивилось традиции. В ноябре 2015 года Конституционный суд БиГ признал неконституционной часть закона "О праздниках РС" в отношении Дня Республики Сербской 9 января.
Инициатором проверки законности даты празднования выступил член президиума (трехчленного правления, сформированного Дейтонским соглашением 1995 года по итогам кровопролитной гражданской войны) БиГ от боснийских мусульман Бакир Изетбегович. В сентябре текущего года конституционный суд (КС) БиГ отклонил апелляцию парламента РС БиГ на вердикт КС от ноября 2015 года о несоответствии конституции праздника День Республики Сербской.
Президент Милорад Додик и парламент РС жестко отреагировали на решение конституционного суда в Сараево и отказались менять закон или отменять праздник. Власти в Баня-Луке назначили референдум о празднике РС на 25 сентября.
В свою очередь, член президиума БиГ от бошняков (боснийских мусульман) Изетбегович заявил в августе, что данное волеизъявление является "пробным шаром". Он уточнил, что, по его данным, правящая партия в Баня-Луке СНСД (во главе с президентом Додиком) планирует референдум о выходе из состава БиГ в 2018 году. В воскресенье во время проведения референдума он заявил, что последуют реакции международного сообщества на проведение волеизъявления, которое по его словам является "наглядным примером нарушения Дейтонского соглашения".