МОСКВА, 25 сен — РИА Новости, Лариса Жукова. Девять российских школьников вошли в сотню лучших юных ученых мира по результатам международного научного конкурса от Google. Мы пообщались с некоторыми из них и записали монологи об изобретениях, которые изменят мир, о космосе, роботах и недостатках школьной системы.
Варвара Дубровина, 16 лет
Проект: "Фотосинтетический биореактор для жизнеобеспечения системы будущих космических миссий"
Я училась в гуманитарной школе, ходила в музыкальную школу и очень любила читать. Однажды я наткнулась на книгу Циолковского "Моя жизнь и работа". Меня поразило там все. Главным образом – как человек, не обладая никакими материальными ресурсами, оставался верным своей яркой цели. Также меня вдохновила "Космическая одиссея" Кубрика, это мой любимый фильм. У Циолковского же я нашла рассуждение на тему будущих планетарных станций. В частности, о системе жизнеобеспечения. Мысль была в том, что создание целиком замкнутого цикла – самый оптимальный путь, если мы хотим создать долгоживущие станции.
У меня появилась идея единой системы жизнеобеспечения. Получить и воду, и пищу, и кислород можно, используя водоросль хлореллу. Водоросли постоянно размножаются, поэтому система целиком автоматическая. Она выглядит как множество отдельных биореакторов, соединенных общей трубкой. Суспензия хлореллы (жидкость из водорослей, воды и элементов фотосинтеза) непрерывно циркулирует по трубкам. С помощью фильтров она разделяется на воду и сами водоросли, которые сушатся до брикетированной массы, чтобы можно было есть. Чистая вода идет в накопитель, и ее достаточно, чтобы пить и мыться. В самих хлореллах много полезных веществ, аминокислот. Кроме того, водоросли очищают воздух.
Космосом сейчас никто не занимается. В российской космонавтике нет новых проектов. Готовили полет на Луну к 2027 году, но финансирование сократили. Проект космического корабля "Клипер", который хотели построить к 2015-му, также реализован не был. В США ситуация не лучше: NASA постоянно откладывает проект полета на Марс. Всю отрасль ведут лишь прорывные идеи частных компаний типа SpaceX Илона Маска.
Настоящее развитие было только в 60-е годы прошлого столетия. За несколько десятилетий люди вышли в космос, построили орбитальную станцию, слетали на Луну. Если бы космонавтика развивалась с тем же темпом, что и в прошлом веке, то мы бы уже были на Марсе. Но все остановилось. Интересы людей ориентированы на другие цели: посмотреть телевизор, посидеть в социальных сетях с новым айфоном. Многие мои ровесники хотят стать экономистами-юристами и заработать много денег. А мысль о том, что важнее более фундаментальные вещи, доходят до немногих. Люди бездарно тратят время.
Если бы мне сейчас предложили полететь на Марс в один конец, я бы полетела с радостью. Я считаю, что мы не одни во Вселенной. Она состоит из миллиардов галактик и практически бесконечна. Ее надо познавать. Мне кажется абсурдным отрицать возможность существования внеземных цивилизаций. Наверное, они просто не хотят выйти с нами на контакт, наблюдая загрязнение планеты и войны.
Ничего ужасного, если люди не будут заниматься космосом, не произойдет. Но я бы не хотела жить в таком мире. Если бы человек не стремился к недосягаемому, это был бы не человек.
Михаил Шевнин, 15 лет
Проект: "Возможность распознавания цифр с виброматрицы посредством тактильных ощущений"
Робототехникой я начал заниматься благодаря школе. Учительница по физике объявила в начале года, что мы будем создавать электронные игры, но как в 80-х: соединять вопросы и ответы проводами. Я такие игры делал в 1-м классе: мы с папой с детства проводили физические эксперименты и собирали электронные конструкторы.
У меня дома была простая плата Arduino. В интернете скачал "прошивку" программы, в которой пишется код для платы, и за пару месяцев собрал первого робота, который проводил тесты по английскому языку: задавал вопросы, выводил на экран варианты ответов и проверял, правильный ли я выбрал. У него двигались руки, голова и глаза. Он стоит у меня до сих пор.
Программировать я учился с 12 лет по видеоурокам. Для Arduino язык программирования такой же, как С++, только адаптированный под плату. Это один из самых сложных языков, но мы его учим в школе на уроках информатики. Два года назад, летом, я попал в робототехнический лагерь. Там ребята делали жилеты, которые с помощью вибромоторов ориентировали по сторонам света. Также я познакомился с работой Дэвида Иглмэна по сенсорному замещению: это был более продвинутый виброжилет, который мог передавать слова – это выглядело как цветомузыка.
В начале учебного года в школе задали сделать исследовательскую работу. Я решил попробовать передать тактильно более сложную информацию. Мое исследование было направлено на то, чтобы узнать, способен ли человек воспринимать информацию в виде цифр, которые вибрируют на руке. Устройство я собрал на плате Arduino UNO, подключил туда Bluetooth-модуль и 20 моторов от сотовых телефонов. Себестоимость составила пару тысяч рублей. Сначала я запрограммировал цифры – написал код. Потом начал посылать вибрационные сигналы по нажатию кнопки телефона. Испытуемый сам отвечал, какую цифру почувствовал.
Когда учителя получили работу, они почему-то подумали, что я откуда-то все списал, и сказали мне, что не очень поняли, в чем смысл изобретения. Я решил отправить видео своей работы на конкурс в Google, и, когда меня отобрали в топ-100, я поверил в то, что мое исследование не такое уж и плохое и продолжать работу имеет смысл. После этого компания Hudway, довольно успешный стартап, предложила мне сотрудничество в создании прототипа и продвижении изобретения.
Моя разработка направлена в первую очередь на людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению. Для того, чтобы они могли ориентироваться в окружающем мире, им нужен человек-проводник, который рисует на руке, что находится рядом. Виброматрица сможет заменить таких проводников, но, конечно, нужно продумать, как она будет распознавать предметы в окружающем мире. Еще одно применение – "умные часы", которые при помощи виброматрицы смогут передавать тактильно сообщения. Идешь, с кем-то общаешься, и тут же узнаешь новости – по ощущениям.
Последние несколько лет робототехника поддерживается государством. Почти в каждой школе есть классы с Лего-роботами. Но они слишком просты. Я считаю, уже с 5-го класса надо переходить на программирование более сложных устройств. Получить хорошее образование можно, главное, чтобы было желание.
Я хочу заниматься робототехникой, чтобы что-то было в физическом мире, не только виртуальном. Думаю, к 2022 году роботы-помощники будут в каждой квартире. Концепцию "восстания машин" я не разделяю. Какой бы искусственный интеллект ни создали, он никогда не заменит человеческого общения и чувств.
Григорий Подоксик, 15 лет
Проект: "ЭКСОДУС: Устройство сопряжения спортивного тренажера с компьютером для превращения тренировки в компьютерную игру"
Электроникой я начал заниматься в 3-м классе. Моим первым изобретением была противоугонная система для машины. Если вес машины, которая стояла на парковке, менялся, это значило, что автомобиль в движении. Идея была хорошей, но оказалась дорогой: для грузового автомобиля она обошлась бы в несколько сотен тысяч рублей. Потом я запатентовал стеклоочиститель, который очищает стекла машины от снега и льда. В устройстве дворника был мотор с двумя вращающимися щетками: одной обычной, которая стирала воду, другой – твердой, очищающей снег.
Я любил играть в компьютерные игры. Но осознавал, что зависимость от компьютерных игр приводит не только к бездарной трате времени, но и к проблемам со здоровьем. Так родилась идея устройства, которое переводит компьютерную игру в спортивную тренировку. Я написал код для контроллера, который подключается к компьютеру, чтобы он заставил принимать кардиотренажер за клавиатуру. Таким образом, вместо клавиш начинают работать педали. Пользователь крутит педали – его герой движется. Перестает – его штрафуют. Занимается интенсивнее – его герой бежит быстрее. Также устройство замеряет пульс, чтобы не допустить перегрузки. Практически любая игра подходит для этого устройства.
Мне кажется, это круто: по сути, можно придумать что угодно, любую систему! Все можно запрограммировать. В процессе работы над изобретением мне интересно именно это – воплотить свою идею. Робототехника, виртуальная реальность развиваются очень быстро. Еще пару лет назад идея автомобилей, которые могут ездить без водителя, казалась фантастической. А сегодня в некоторых странах уже ездят такие автобусы.
Сейчас я учусь в физико-математическом лицее. С одной стороны, ЕГЭ позволяет проверить знания всех по одинаковой системе. С другой – ты приходишь на экзамен и понимаешь, что цена ошибки слишком высока: если напишешь правильно, то вся жизнь пойдет одним образом, а если неправильно – другим. Человек может ошибаться очень редко, но не ошибаться не умеет. Например, мы можем сконструировать двигатель самолета, но не просчитать одной важной детали, и это приведет к катастрофе. А робот не сможет так ошибиться. И его безупречная работа – вопрос времени.
Машины наверняка могут гораздо больше, чем их используют сейчас. Конечно, есть некоторые виды деятельности, которые роботы не смогут сделать. Например, они не способны к творчеству. Но я убежден, что многие функции машин мы еще не открыли.