День машиностроителя, отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".
В 2016 году эта дата приходится на 25 сентября.
Машиностроительный комплекс — базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно‑энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно‑промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса).
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.
Современное машиностроение является сложной и дифференцированной отраслью промышленности. Машиностроительный комплекс РФ объединяет 12 крупных комплексных отраслей, образованных сотнями высоко дифференцированных подотраслей. К комплексным отраслям машиностроения относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.
Продукцию предприятий машиностроения принято подразделять на предназначенную для гражданских потребителей и идущую на нужды военно-промышленного комплекса (ВПК).
Согласно оценке экспертов Рейтингового агентства "РИА Рейтинг", с ноября 2014 года российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада. Согласно оценке, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9%, что стало худшим показателем за последние шесть лет. В последний раз более глубокий спад наблюдался в 2009 году, но тогда он был значительно сильнее — на 31,2%. Положительная динамика производства отмечена лишь в трех машиностроительных подотраслях из двенадцати. В то же время в шести подотраслях спад превысил 10%, а в двух — более 20%.
Основной причиной спада эксперты называют сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. Сильнее всего снизилось производство автомобильной техники, грузовых вагонов и турбин.
В начале 2016 года темпы спада производства в машиностроении были значительно меньше, чем в 2015 году, затем отрицательная динамика сменилась положительной. В январе-августе 2016 года индекс производства машин и оборудования составил 112,3% к уровню января-августа 2015 года.
Эксперты отмечают, что в различных секторах машиностроения ситуация складывается не одинаково. Существенный рост производства по итогам полугодия 2016 года зафиксирован в сельскохозяйственном машиностроении, в производстве крупного энергетического оборудования и железнодорожной техники, что отчасти стало возможным благодаря прямым и косвенным мерам господдержки.
Вместе с тем глубокий спад сохраняется в станкостроении, в производстве металлургической и строительной техники, что обусловлено недостаточным инвестиционным спросом со стороны корпоративного сектора, высокими процентными ставками.
Также четвертый год подряд наблюдается спад производства в автомобилестроении, однако в некоторых его секторах в 2016 году динамика улучшается — в частности, в производстве грузовых автомобилей и автобусов.
Важность труда машиностроителей по достоинству оценивается государством. В списке почетных званий Российской Федерации есть звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации", которое присваивается высокопрофессиональным рабочим, инженерно-техническим и научным работникам организаций машиностроения, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, за личные заслуги.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников