МОСКВА, 20 сен – РИА Новости. Перед Узбекистаном и его новым президентом есть серьезные вызовы и угрозы, но в то же время ситуация вовсе не обязательно взорвется, считает директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев.
Второго сентября в возрасте 78 лет от инсульта скончался первый президент Узбекистана Ислам Каримов. Временно исполняющим обязанности главы республики назначен премьер-министр Шавкат Мирзиеев, который является одним из четырех выдвинутых своей партией кандидатов в президенты. Как сообщил председатель ЦИК Узбекистана Мирза-Улугбек Абдусаломов, выборы президента состоятся 4 декабря.
"Угроза безопасности со стороны международного терроризма для России, Узбекистана и других постсоветских стран, прежде всего стран Центральной Азии, она и схожая, и общая. Она связана с целым рядом неблагоприятных обстоятельств. Прежде всего, это тяжелая социально-экономическая ситуация, которая сложилась в ряде стран Центральной Азии", — заявил Казанцев на круглом столе МИА "Россия сегодня".
В частности, на ситуацию в центральноазиатских республиках влияет и экономический спад в России, падение курса рубля. "Перечисления от мигрантов составляли существенную часть валового продукта, и сокращение этих перечислений вызвало очень серьезные трудности", — констатировал эксперт.
"Очень хорошо, что Мирзиеев занимался экономикой в качестве второго человека в Узбекистане, потому что очень многие вызовы, которые стоят перед Узбекистаном, носят социально-экономический характер", — добавил он.
Кроме того, определенные угрозы перед Узбекистаном создает перенаселенность и безработица среди молодежи, отметил Казанцев.
"Не только в Узбекистане, но и в соседних странах, граничащих с ним по кризисной Ферганской долине, наблюдается большое количество безработных молодых людей, и это очень хороший вербовочный материал. Мы прекрасно знаем, что этих людей активно вербуют международные террористические структуры, связанные с "Аль-Каидой" и с ИГ (запрещенной в РФ группировкой "Исламское государство"). И не только там (вербуют – ред.), но и в России", — рассказал эксперт.
О размерах исламистского подполья в Узбекистане судить сложно, признался Казанцев, однако можно говорить о том, что оно достаточно большое – по крайней мере, если из Узбекистана идет отток радикалов в ряды ИГ в Афганистане и Сирии, это означает, что в стране, несмотря на активность узбекских спецслужб, есть вербовочные структуры и подпольные мечети.
"Вызов и угрозы есть, но никакой неизбежности этого взрыва нет. Нужно просто проявить мудрость, чтобы ситуацию стабилизировать… Не надо преувеличивать угрозу, создавать какие-то панические настроения, но надо прекрасно понимать, что угроза есть", — заключил эксперт.