Отвечает руководитель отдела богословия Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) пастор Михаил Дубровский:
Неверно говорить о том, что в церкви люди обязаны давать ту или иную сумму денег. Речь может идти только о добровольных пожертвованиях. При этом всегда подчеркивается, что пожертвование — это не плата за оказание услуг, а выражение благодарности Богу за Его участие в наших жизнях, помощь в трудностях. Иными словами, пожертвования — это возможность научиться замечать в своей жизни те чудеса, которые происходят постоянно, возможность увидеть и выразить благодарность за то доброе, что приходит в нашу жизнь от Бога и от других людей. Это путь воспитания в себе благодарного отношения к жизни, того, что так сильно недостает нам сегодня. Надо отметить, что такое благодарное отношение как бы "притягивает" и другие благословения: неслучайно в Священном Писании говорится, что у того, кто щедр и жертвенен, благословения, в том числе материальные, умножаются. Потому умение жертвовать — один из главных секретов материальной стабильности и процветания!
При этом пожертвования осуществляются анонимно, потому никто не знает, сколько пожертвовал (и жертвовал ли вообще) тот или иной человек. Это решение, которое человек принимает наедине с Богом и своей совестью. Действительно, в Библии есть указание на "десятину" (десятую часть дохода) как ориентир, сколько следует жертвовать. Но именно как ориентир, а не как обязательство. Есть люди, которые жертвуют намного более 10 процентов, а есть такие, которые вообще не дают пожертвований. Повторюсь, пожертвования — дело совершенно добровольное. Используются эти пожертвования как для обеспечения функционирования церковных общин (протестантские общины существуют исключительно за счет таких пожертвований), так и на их социальную работу.
В некоторых странах действительно существует практика "церковного налога", когда часть дохода автоматически перечисляется в пользу церкви. Такая практика связана с тем, что в этих странах церковь имеет (или до недавнего времени имела) статус государственной, а потому все граждане государства автоматически считались и членами данной церкви. На мой взгляд, такая практика — это пережиток далекого прошлого, не имеющий ничего общего с библейским учением о пожертвованиях.
И это еще одна причина, почему российские протестанты последовательно выступают за светский характер государства и отделение церкви от государства. Выбор веры должен быть добровольным, свободным и сознательным. Невозможно быть христианином просто по факту рождения. Человек должен пережить личную встречу с Христом и принять ответственное и свободное решение посвятить свою жизнь следованию за Ним. Таким же свободным и сознательным должно быть решение и о пожертвованиях.