БЕРЛИН, 17 сен — РИА Новости, Татьяна Фирсова. Фильм-концерт "Иван Грозный" в пятницу вечером прошел в центральном берлинском концертном зале Konzerthaus Berlin.
Показ знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна в восстановленной "Мосфильмом" версии 1987 года сопровождался живым выступлением хора и симфонического оркестра — по утверждению организаторов, впервые в истории картины. Фильм-концерт вошел в программу международного музыкального фестиваля классической музыки Musikfest Berlin, крупнейшего в столице.
Работа над фильмом легендарного классика советского кинематографа, как известно, велась под личным руководством Иосифа Сталина — из трех частей первую он одобрил и удостоил названной в свою честь премии, вторую забраковал, третья не была окончена вообще. Поэтому зрителю в 1945 году показали только первую часть героической эпопеи, в которой рассказывается о коронации Грозного, походе на Казань и борьбе с оппозиционными боярами. Берлинской публике повезло гораздо больше — зрители увидели две части картины.
В зале раздаются смешки, которые становятся еще громче после монолога русского царя: "Города приморские, города балтийские мне нужны! Рига, Ревель, Нарва мне нужны! Снова ливонцы, снова ганзейцы корабли аглицкие задержали! Снова без свинца, без серы, без олова, без ученых мастеров мои пушки оставили! Силой не допущу, чтобы сосед лукавый процветанью державы московской противился, державу нашу торговой петлею душил. Но не токмо немец злокорыстный процветанью нашему враг! Вы, бояре, походам ливонским моим противясь, хуже немцев, ливонцев российской державе враги!".
Фильм шел с субтитрами, которые "злокорыстный немец" увлеченно читал все три часа показа.
Улыбались люди не только из-за того, что говорит царь, но и оттого, как он это говорит — мимика актеров в фильме 1945 года кажется наигранной, а гневное выражение лица царя больше веселит, чем внушает благоговение. По меркам зрителя 2016 года в действии не хватает динамики, а в игре актеров — искренности и, собственно, самой игры актеров: даже любимица бабушек современных киноманов Людмила Целиковская в роли царицы Анастасии кажется неестественной. Зато в картине, по крайней мере, в ее первой части, много патриотического пафоса.
В сопровождении оркестра и хора, в нарядном концертном зале и на большом экране лента, восстановленная в очень хорошем качестве, безусловно, смотрится если не на одном дыхании, то уж, по крайней мере, с большим интересом. Зрители с удовольствием наблюдали за действием и слушали замечательную музыку.