МОСКВА, 15 сен — РИА Новости. Порядка 20% всего экспорта углеводородного сырья России будет проходить через Арктику уже через 10 лет, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Он принял участие в круглом столе по теме освоения Арктике в формате видеомоста Москва-Архангельск, который прошел в МИА "Россия сегодня". Эксперты обсудили приоритеты и перспективы развития Арктики, драйвером экономического освоения этой территории были названы уникальная минерально-сырьевая база и транзитный потенциал Северного морского пути.
"Есть чрезвычайно большое количество проектов, которые могли бы быть в Арктике реализованы. Так, по нашей оценке, 20% всего экспорта углеводородного сырья России будет проходить через Арктический регион уже через 10 лет", — сказал Танкаев.
Эксперт отметил, что в настоящее время компания "Роснефть" создает два кластера, которые должны обеспечить строительство, обслуживание и ремонт судов и буровых платформ в этом регионе.
"Один из кластеров расположится в Росляково под Мурманском. Это бывший судоремонтный завод. Он сейчас находится в самом начале пути, там идет оформление документации. До конца этого года все разрешительные и прочие документы должны быть оформлены", — пояснил Танкаев.
При этом, добавил он, наиболее интересным, важным и крупным проектом в этой сфере, который сейчас реализуется для нужд нефтяной и газовой промышленности России, является Дальневосточный центр судостроения и судоремонта "Звезда" в бухте Большой Камень в Приморском крае.
Эксперт подчеркнул, что "Звезда" должна стать самой крупной подобной верфью в России и одной из самых крупных в мире.
"Суда, которые могут быть построены на этой верфи, уже в настоящий момент востребованы. Заявки собраны на на 237 судов. Из них 35 — это платформы для поисково-разведочного бурения на шельфе, остальное — это суда разного класса. В том числе газовозы, которые в настоящее время практически монопольно производит Южная Корея", — добавил Танкаев.
По его словам, к постройке предполагаются и суда ледового класса малого размера, которые будут обеспечивать разного рода операции в портах Северного Ледовитого океана.
"Реально по Северному морскому пути могут проходить суда дедвейтом не более 50 тысяч тонн. И такого класса суда будет в основном строить центр "Звезда", оператором которого является "Роснефть", — отметил Танкаев.