15 сентября 1956 года турбореактивный пассажирский самолёт Ту‑104 совершил свой первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва ‑ Иркутск.
Через 7 часов 10 минут после вылета из московского аэропорта "Внуково", преодолев с посадкой в Омске 4,57 тысячи километров, самолет приземлился в Иркутске, почти втрое сократив время в пути по сравнению с полетом на поршневом самолете.
Ту‑104 является первым советским поднявшимся в воздух реактивным пассажирским самолётом.
Официальное постановление правительства СССР о создании дальнего пассажирского скоростного самолета Ту‑16П в конструкторском бюро Андрея Туполева вышло 11 июня 1954 года, хотя работы по его проектированию начались еще раньше.
Проектируемое воздушное судно в КБ получило обозначение самолет "104", затем оно было принято как официальное ‑ Ту‑104, после чего последняя четверка в официальных обозначениях туполевских пассажирских машин стала постоянной цифрой.
Ту‑104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту‑16. Использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Для Ту‑104 был увеличен диаметр фюзеляжа и крепление крыла было перемещено из средней части фюзеляжа в нижнюю. Первоначально Ту‑104 проектировался на 50 человек, хотя с самого начала предусматривался дальнейший переход в случае удачи проекта на модификации под 70 и более пассажиров.
При выполнении программы создания Ту‑104 его планер впервые в отечественной практике был подвергнут циклическим испытаниям в новом специально построенном гидробассейне Центрального аэродинамического института (ЦАГИ).
Ту‑104 был построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Длина самолета составляла 38,85 метра, высота ‑ 11,9 метра, площадь крыла ‑ 174,4 квадратных метров. Его крейсерская скорость равнялась 850 километров в час, дальность ‑ 2750 километров, практический потолок ‑ 11,5 тысячи метров. Масса пустого самолета равнялась 42,8 тонны, максимальный взлетный вес (с топливом, пассажирами и багажом) ‑ 75,5 тонны. Самолет был рассчитан на 50 пассажиров или 5,2 тонны груза. Экипаж Ту‑104 состоял из пяти человек.
Заводские испытания опытного Ту‑104 начались 11 июня 1955 года и продолжались до 12 октября 1955 года. Первый вылет опытный Ту‑104 совершил 17 июня 1955 года.
Самолет еще проходил испытания, а его уже запустили в серийное производство. В 1955 году сборку первых Ту‑104 начали на Харьковском авиационном заводе во вновь строящемся сборочном цехе. 5 ноября 1955 года в воздух был поднят первый серийный Ту‑104.
Государственные испытания первая опытная машина проходила с 31 января 1956 года по 15 июня 1956 года в Государственном Краснознаменном научно‑испытательном институте Военно‑воздушных сил (ГК НИИ ВВС, с 1990 года ‑ Государственный летно‑испытательный центр Министерства обороны РФ им. В.П. Чкалова). В ходе государственных испытаний 22 марта 1956 года опытный Ту‑104 совершил полет в Лондон (Великобритания) с группой дипломатических работников, а также с председателем Комитета государственной безопасности (КГБ) Иваном Серовым. Появление Ту‑104 в Лондоне стало настоящей сенсацией и развеяло миф об отставании советской гражданской авиации.
Эксплуатационные испытания первых двух серийных самолетов начались практически одновременно с проведением государственных испытаний опытного самолета. Головной самолёт первой серии был готов в августе 1956 года. Первым новый самолёт получило специально организованное в московском аэропорту Внуково авиаподразделение реактивных самолётов. Оно являлось также первым учебно‑тренировочным подразделением, в котором переучивались на новую реактивную технику экипажи других авиапредприятий.
15 сентября 1956 года Ту‑104 совершил свой первый регулярный рейс внутри страны, а 12 октября того же года состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу (Чехословакия, ныне ‑ Чехия).
В сентябре 1957 года из аэропорта "Внуково" на Ту‑104 был выполнен полет в Нью‑Йорк (США). Вскоре на новом лайнере были открыты новые воздушные линии в Лондон (Великобритания), Копенгаген (Дания), Пекин (Китай), Брюссель (Бельгия), Оттаву (Канада), Дели (Индия) и в другие города мира.
В 1957 году за создание самолета Ту‑104 генеральный конструктор (с декабря 1956 года) Андрей Туполев, ряд его заместителей и ведущих специалистов конструкторского бюро были удостоены Ленинской премии. Более 400 работников конструкторского бюро и опытного завода были награждены различными правительственными наградами.
В ходе серийного производства самолет Ту‑104 неоднократно модифицировался и модернизировался: двигатели АМ‑3 были заменены на более мощные и надежные РД‑3, РД‑3М и РД‑3М‑500; в серии и эксплуатации были подготовлены модификации с увеличенным количеством пассажирских мест; постоянно обновлялось оборудование, в основном пилотажно‑навигационное, радиотехническое и радиосвязное.
Вслед за серийным производством Ту‑104 на харьковском заводе серия была развернута на заводе в Омске. В 1957 года оба завода перешли на 70‑ти местную модификацию Ту‑104А. В 1958 году к серийному производству Ту‑104 подключился завод в Казани, который освоил 100‑местный Ту‑104Б. Всего до прекращения серии в 1960 году три завода построили 201 машину. Шесть самолетов Ту‑104А были поставлены в Чехословакию.
Ту‑104 широко использовались в качестве летающих лабораторий различного назначения, в том числе и для тренировки космонавтов.
В период с 1957 года по 1960 год на различных модификациях Ту‑104 было установлено 26 мировых рекорда скорости и грузоподъемности. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия) самолёту была присуждена Золотая медаль.
В то же время Ту‑104 вошел в историю как самый аварийный самолет отечественной гражданской авиации. За всю историю эксплуатации серьёзные аварии потерпели 37 машин — 18% от общего числа выпущенных.
Эти случаи заставили искать выход из создавшейся ситуации. В декабре 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О катастрофах самолетов Ту‑104 и мерах повышения безопасности полетов на этих самолетах". Документом предусматривалось в месячный срок временно ограничить высоту полета Ту‑104 до 9 000‑10 000 метров. Одновременно отметили 16 дефектов, выявленных в ходе эксплуатации Ту‑104.
Ту‑104 находился в массовой эксплуатации до конца 1970‑х годов. В конце 1979 года завершилась его эксплуатация на линиях Аэрофлота. Всего за 23 года эксплуатации парк самолетов Ту‑104 перевез около 100 миллионов пассажиров, проведя в воздухе два миллиона летных часов и выполнив 600 тысяч полетов.
Еще некоторое время Ту‑104 использовались в интересах различных организаций в вооруженных силах. Лишь после катастрофы 17 февраля 1981 года, произошедшей под Ленинградом (ныне ‑ Санкт?Петербург) и приведшей к гибели командования Тихоокеанского флота (17 адмиралов и генералов), участь самолета была окончательно решена. Всего в катастрофе погибли 50 человек.
Последний полет самолет типа Ту‑104 совершил 11 ноября 1986 года, когда одна из сохранившихся в летном состоянии машин перегонялась на вечную стоянку в Ульяновск в музей Гражданского воздушного флота. Еще один самолет Ту‑104 (СССР‑Л5415) с 2003 года является экспонатом музея авиации в Киеве (Украина).
В сентябре 1976 году на привокзальной площади московского аэропорта "Внуково" был открыт самолет‑памятник Ту‑104 с бортовым номером Л‑5412 в честь 20‑летия начала полетов. В конце апреля 2005 года самолет‑памятник был демонтирован и отправлен на реставрацию на Внуковский авиаремонтный завод. В 2006 году после завершения реконструкции памятник Ту‑104 был установлен у развязки на съезде с Киевского шоссе к аэропорту "Внуково".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников