Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

Жертвоприношение без жертв: традиции против современности

© РИА Новости / Амир Исаев / Перейти в фотобанкПразднование Курбан-Байрама в странах ближнего зарубежья
Празднование Курбан-Байрама в странах ближнего зарубежья

КАИР, 12 сен — РИА Новости, Маргарита Кислова, Надим Зуауи. "Средневековые" традиции одного из самых главных праздников мусульман — праздника жертвоприношения Ид аль-Адха (Курбан-байрам), когда по улицам Каира и других крупных городов текли кровавые реки и разносились жалобные стоны приносимых в жертву животных, в Египте постепенно уходят в прошлое. Два года назад, после смещения режима исламистов, новые власти ввели строгий запрет на жертвоприношения за пределами специально отведенных мест, а некоторые мусульмане и вовсе предпочитают совершить жертвоприношение заочно. "Все, теперь никаких жертв на улице, сразу приходит полиция и штрафует на три, а то и пять тысяч фунтов (340–563 долларов США — ред.)", — говорит владелец мясной лавки в каирском районе Замалек Мухаммед.

Но он, конечно, лукавит. Увидеть заклание жертвенного барана или коровы в Каире в Ид аль-Адха все же можно. И если на центральных улицах и около мясных лавок жертвы теперь действительно не приносят, то, завернув на периферийные городские улочки и в переулки, вы тут же наткнетесь на это малоприятное для немусульманина зрелище.

Легенды и традиции

По традиции, Ид-аль-Адха — или праздник жертвоприношения — начинается после центрального обряда хаджа в Саудовской Аравии – "вакфа" или стояния на горе Арафат, и как бы завершает условный большой религиозный "цикл": Рамадан — Ид аль-Фитр — Ид аль-Адха. Праздник продолжается четыре дня.

Корни жертвоприношения, совершаемого в этот праздник, восходят к коранической истории о том, как Ибрагим (Авраам) по велению Всевышнего собирался принести в жертву своего сына. Жертва была заменена на барашка, и мусульмане из года в год стремятся "приблизиться к Аллаху", принося символическую жертву.

В Египте праздник Ид аль-Адха традиционно начинается рано утром, когда мусульмане совершают специальную молитву, за которой следует жертвоприношение. Затем мясо раздают бедным, а семьи готовят праздничную трапезу – фатту (блюдо из мяса, риса в бульоне, сдобренное кусочками подсушенных пшеничных лепешек) и рукак (пшеничные пресные лепешки с мясной начинкой). В дни Ид аль-Адха принято встречаться семьями, дарить друг другу небольшие подарки, посещать могилы умерших родственников, гулять в парках, ходить в кино.

Будни и заочные жертвы

На египетских рынках цены на жертвенных животных в этом году "кусаются". Так, цена барана начинается с 2,5 тысячи египетских фунтов (около 282 долларов), коз продают по 1800 фунтов (чуть более 200 долларов), а цена среднего размера коровы стартует от десяти тысяч египетских фунтов (примерно 1126 долларов).

Но если денег не хватает или нервы не выдерживают вида крови жертвенного животного, то есть возможность перепоручить это необходимый для каждого мусульманина обряд специально обученным людям. Сегодня практически в любом банке в Каире можно за полторы тысячи фунтов (170 долларов) приобрести "ваучер" на заклание жертвенного животного. "Это своего рода доверенность, когда покупатель поручает определенной благотворительной организации купить жертвенное животное, заколоть его, а мясо раздать беднякам", — пояснил РИА Новости бывший замглавы министерства по делам вакфов (исламской религиозной собственности) Египта шейх Салим Абдель Гелиль.

Хоть это и относительно новое явление, богослов не видит в нем ничего плохого. "Это богоугодное дело, нет никаких препятствий как для состоятельных, так и для малоимущих. В конце концов, мусульманин просто поручает от своего имени принести жертву и раздать мясо нуждающимся", — сказал шейх.

По мнению шейха Гелиля, такой способ жертвоприношения многие считают даже более логичным, так как благотворительные организации гарантируют, что мясо дойдет до наиболее бедных.

"Некоторые считают, что это более разумная вещь, так как помощь уходит адресно – непосредственно беднякам, потому что случается и так, что те, кто приносят в жертву животное, потом не могут самостоятельно найти действительно нуждающихся в помощи, и раздают мясо тем, кто этого не заслуживает", — пояснил собеседник агентства.

Обычаи и современность

В то же время, известный египетский телеведущий Хусам Фарук считает, что обряд лучше совершать лично, чтобы сохранить вековые традиции для будущих поколений. "У меня нет сомнений в правильности "ваучеров" на жертвенное животное, но я лично предпочитаю самостоятельно совершать обряд. Почему я должен лишать себя удовольствия помогать людям лично?" — поделился он своей позицией с РИА Новости.

По словам Фарука, согласно обычаю, надо самому участвовать в приготовлении жертвенного животного, а затем раздавать мясо нуждающимся. При этом он сравнил приобретение "ваучера" на жертву с "религиозным обрядом с доставкой на дом".

Запреты и ограничения

Многие страны западного мира и даже некоторые исламские государства запретили или серьезно ограничили жертвоприношение в Ид аль-Адха. В Великобритании, Бельгии и Франции, например, принесение в жертву животных вне специальных лицензированных мест считается преступлением и карается большими штрафами и даже тюремным заключением сроком до шести месяцев. Кроме того, в большинстве европейских стран животных можно умерщвлять только "гуманными" способами: при помощи электрического тока и под воздействием наркотических веществ, что противоречит мусульманским традициям, предписывающим резать жертвенных животных. Опасаясь проблем с законом, многие мусульмане в Европе в последние годы предпочитают на праздник покупать мясо, заготовленное по мусульманским традициям (халяльное) в третьих странах.

В Индии с 1976 года запрещено забивать коров, которые являются священными в индуизме. Однако в последние годы индийские власти серьезно ограничили и возможность убоя других животных, приносимых в жертву на мусульманский праздник.

Обнищавший после революции 2011 года Тунис в этом году решил практически отказаться от жертвоприношений в Ид аль-Адха: во-первых, потому, что 80% населения не могут позволить себе купить жертвенного барана или корову, а во-вторых, поскольку в стране зарегистрирована эпидемия чумы крупного рогатого скота. Несмотря на то, что ветеринарные службы Туниса накануне праздника "успокоили" жителей, заявив, что инфицированные животные не представляют угрозы для человека, тунисские мусульмане возмущены, поскольку традиции требуют, чтобы жертвенное животное было абсолютно здоровым.

А в испанский город-анклав Мелилья, находящийся на территории Марокко на североафриканском побережье Средиземного моря, власти в этом году запретили ввозить к празднику марокканских овец, опасаясь эпидемии ящура. Это вызвало негодование местного населения, которое провело акции протеста, отказываясь покупать испанских овец по религиозным соображениям. Мусульмане Мелильи твердо намерены завезти в праздник в анклав порядка шести тысяч марокканских барашков.

В праздник Ид аль-Адха традиционно подскакивают цены не только на жертвенных животных, но и на мясо. Каждая семья старается в эти дни подать на стол традиционные мясные блюда, пожертвовать мясо беднякам. По данным египетских статистических агентств, в 2015 году жители страны потратили на мясо в праздник 7,8 миллиарда египетских фунтов (около 878 миллионов долларов). В 2016 году, согласно прогнозам, этот показатель, как минимум, не снизится.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала