МОСКВА, 9 сен — РИА Новости. Начало пассажирского движения на Московском центральном кольце (МЦК, ранее — МКЖД) 10 сентября вряд ли кардинально изменит транспортную ситуацию в столице, утверждают эксперты, опрошенные РИА Новости. По мнению специалистов, сначала к городским электричкам должны привыкнуть обычные пассажиры, а затем – бизнес. Окончательно войти в транспортную систему города МЦК, скорее всего, сможет после 2020 года.
В субботу было запущено движение поездов по МЦК на 26 станциях. Всего на кольце протяженностью 54 километра к концу 2016 года будет действовать 31 станция. К 2025 году МЦК должно перевозить до 300 миллионов человек в год.
Надежды и обещания
По предварительным расчетам, Кольцевая линия метро в Москве сможет разгрузиться на 15%, а на северном участке Сокольнической линии пассажиропоток упадет на 20%, рассказывает руководитель пресс-центра МЦК Надежда Доржиева.
"Наши специалисты спрогнозировали, что в наибольшем выигрыше окажутся пассажиры Калужско-Рижской линии, для которых время в пути сократится на 16 минут, а также Арбатско-Покровской и Сокольнической веток, чей выигрыш составит 15 и 11 минут соответственно", – говорит она.
По словам Доржиевой, в среднем МЦК уменьшит время в пути для некоторых маршрутов общественного транспорта в столице в три раза. Например, от станции "Владыкино" до "Бульвара Рокоссовского" можно будет добраться за 12 минут вместо 39. Время в пути от "Международной" до "Ленинского проспекта" сократится с 28 до 10 минут. "Всего у москвичей появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещениях по городу", — рассказывает Доржиева.
Старший научный сотрудник центра экономики транспорта Высшей школы экономики Екатерина Решетова называет проект пассажирского движения на МЦК долгожданным и необходимым для города. "Метро действительно испытывает колоссальные нагрузки, а пригородные электрички, следующие до вокзалов не являются городскими транспортом", – сетует она.
За рубежом, напоминает эксперт, аналоги МЦК давно и успешно работают – например, S-Bahn в Германии или система RER, интегрированная в парижское метро. Как ожидает Решетова, наибольшей популярностью в Москве будут пользоваться те станции МЦК, где есть пересадки на метро. "Проводящая способность МЦК будет намного выше, чем у наземного транспорта", — считает она.
Время на привыкание
"Да, у кольца будет свой поток, но он не будет слишком большим – только на тех маршрутах, где есть очевидные преимущества, или в тех случаях, когда у людей нет альтернативы, и у них в районе все сложно с транспортной доступностью", — говорит руководитель направления "Общественный транспорт" экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин в свою очередь напоминает, что привыкание к любой транспортной системе идет очень долго: "Человек очень консервативное существо, а пассажир – суперконсервативное".
Впрочем, утешает координатор общества "Синие ведерки" Петр Шкуматов, все маршруты раскатываются. По его мнению, первое время свое работы МЦК будет удовлетворять прежде всего потребность горожан в пересадках, так как многим людям комфортнее сделать это по земле, где шум меньше и работает интернет.
"Я думаю, что МЦК ждет успех, потому как любой наземный контур с учетом того, что будут ходить "Ласточки", будет заведомо комфортнее, нежели подземный способ", — отмечает Шкуматов.
Бизнес подтянется к 2020-му
"Это сразу не делается – нужно два-три года", – высказывает мнение эксперт.
Сегодня, обращает внимание Чекмарев из Probok.net, прилегающие к МЦК районы еще не достаточно развиты: ведь большая часть из них – это бывшие промзоны, редевелопмент которых еще не произведен.
Наибольший эффект может быть достигнут к 2018-2020 году. К тому времени территория вокруг МЦК будет активно застраиваться апарт-отелями, офисами, торговыми центрами, говорит Доржиева.
Интеграция с пригородными электричками
Так, Блинкин указывает на проблему длительности переходов со станций кольца до метро.
"Большая часть пересадок со станций организована не самым лучшим способом. Если говорить о пересадках на метро, то это буквально четыре-пять станций, которые будут хорошо и удобно интегрированы. Например, это "Площадь Гагарина", "Владыкино", "Черкизовская", "Кутузовская" и "Ботанический сад". Это те станции, у которых будет либо общий вестибюль, либо крайне маленькое расстояние со станциями кольца. Таким образом, пересадки будут происходить достаточно быстро. Во всех остальных местах, переход будет занимать от десяти минут", — соглашается Чекмарев.
А Шкуматов обращает внимание на то, что МЦК пока не слишком хорошо интегрировано с радиальными направлениями железной дороги, несмотря на наличие пересечений с ними.
"Но это отдельная история, и я думаю, что вопрос будет решаться долго", — отмечает он.
Правда, в МЦК обещают, что со временем вопрос интеграции станций кольца и радиальных направлений решится. Готовые пересечения будут на таких станциях, как "Окружная", "Шелепиха", "Деловой центр", "Лихоборы", "Андроновка" и "Ростокино", рассказывает Доржиева.
"В 2017-2018 году будут организованы пересадки со станций "Стрешнево", "Верхние Котлы", "Новохохловская", "Нижегородская". Таким образом, можно будет пересесть на десять станций Московского центрального кольца с девяти пригородных направлений", — говорит она.
По ее словам, МЦК существенно разгрузит и вокзалы в центре города, так как многие пассажиры будут просто пересаживаться на пригородные поезда (или с них), не доезжая до конечных пунктов прибытия. Разгрузка Казанского вокзала в часы пик составит до 30%, Ленинградского и Ярославского – 20%, Курского – до 40%.
"Задача приблизить Малое кольцо к железнодорожным станциям радиальных направлений есть. Платформы трех станций радиальных направлений железной дороги планируется приблизить к станциям Московского центрального кольца в 2017-2018 годы", — уточняет Жигалин.
В частности, планируется смещение станций "Ленинградская" (Рижское направление), "Северянин" (Ярославская), "Окружная" (Савеловское).
Дело автомобилистов
Однако, оговаривается Доржиева, опыт открытия станций метро показывает, что люди, живущие рядом со скоростным транспортом, часто меняют автобус или автомобиль на рельсы.
Не стоит полагать, что с введением с сентября МЦК на карте сервиса "Яндекс.Пробки" по Москве кардинально изменится картинка. "Это очень наивная гипотеза", — подчеркивает Блинкин.
А Решетова снова обращает внимание на то, что и москвичам, и тем более гостям столицы необходимо время на адаптацию к МЦК, как и к любому крупному транспортному проекту. "Это касается и платных дорог, это в свое время случилось и с аэроэкспрессом. Людям нужно попробовать, понять, сколько по времени занимает дорога, как дешевле добраться до места", – заключает эксперт.