Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.
Предпринимая нападение на СССР, немецко-фашистское руководство придавало исключительно важное значение захвату Ленинграда. Оно планировало ударом группы армий "Север" из восточной Пруссии в северо-восточном направлении и двух финских из юго-восточной части Финляндии в южном и юго-восточном направлениях уничтожить находившиеся в Прибалтике советские войска, овладеть портами на Балтийском море, включая Ленинград и Кронштадт, приобрести наиболее удобные морские и сухопутные коммуникации для снабжения своих войск и выгодный исходный район для удара в тыл войскам Красной Армии, прикрывавшим Москву. Наступление немецко-фашистских войск непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной.
8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.
Через Ладожское озеро проходила единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 года — марте 1943 года блокадный Ленинград со страной. Она была названа ленинградцами "Дорогой жизни". В навигационные периоды перевозки по "Дороге жизни" производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте.
Немецкие войска предпринимали многочисленные попытки овладеть городом, но не смогли прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца. Тогда фашисты решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Во время обстрелов и бомбежек было разрушено множество зданий Ленинграда.
В городе создались крайне тяжелые условия для жителей и оборонявших его войск. В блокированном городе (с пригородами), хотя эвакуация и продолжалась, осталось 2,887 миллиона жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Запасы продовольствия были крайне ограничены. С начала введения карточной системы (с 18 июля 1941 года) нормы выдачи продовольствия населению города неоднократно сокращались. В ноябре-декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов.
Хлеб был сырой, содержал до 40% примесей.
С осени 1941 года в Ленинграде начался голод. Суррогатный хлеб был почти единственным продуктом питания большинства блокадников, другое продовольствие (мясо, жиры, сахар) выдавалось в крайне ограниченном количестве, с перебоями.
Во второй половине ноября 1941 года была проложена автомобильная дорога по льду Ладожского озера. По ней подвозились боеприпасы, вооружение, продовольствие, медикаменты, топливо, а из Ленинграда эвакуировались больные, раненые, нетрудоспособные (с сентября 1941 года по март 1943 года по ней перевезено в Ленинград более 1,6 миллиона тонн грузов, эвакуировано около 1,4 миллиона человек). Работа трассы не прекращалась, несмотря на бомбежки, обстрелы, плохую погоду. С началом работы Ладожской трассы хлебный паек стал постепенно увеличиваться (с 25 декабря 1941 года — 200-350 граммов).
Нарушение устойчивого сообщения со страной, прекращение регулярного подвоза топлива, сырья и продовольствия катастрофически отразились на жизни города. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии, остановились трамваи и троллейбусы. В январе 1942 года из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и канализационная сети. Перестали работать коммунальные предприятия. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован разбор деревянных зданий на топливо.
Острый недостаток питания, рано наступившие холода, изнурительные пешие переходы на работу и домой, постоянное нервное напряжение подрывали здоровье людей. Смертность росла с каждой неделей. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, детей помещали в детские дома и ясли.
Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В конце марта — начале апреля 1942 года они выполнили огромную работу по санитарной очистке города. Весной 1942 года началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения городского хозяйства.
Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель. В декабре 1942 года началось подключение к электросети жилых домов.
Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. 300 тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.
В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, семь из которых стали кадровыми. В 1941-1944 годах в городе изготовили и отремонтировали две тысячи танков, 1,5 тысячи самолетов, 4650 морских и полевых орудий, 850 боевых кораблей и судов различных классов; произвели 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, 7,5 миллиона снарядов и мин.
Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 километров, восстановивший сухопутную связь Ленинграда со страной.
Через него в течение 17 дней были проложены железная дорога и автомобильная трасса. Установление сухопутных коммуникаций облегчило положение населения и войск в Ленинграде.
Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-Новгородской операции, проведенной советскими войсками 14 января — 1 марта 1944 года.
Прекратились артиллерийские обстрелы города, от которых погибли около 17 тысяч человек и около 34 тысяч были ранены. Планы врага уничтожить Ленинград, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал.
27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют (единственное исключение в ходе Великой Отечественной войны, прочие салюты производились в Москве).
Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: погибло от голода и обстрелов свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек). На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода.
Жертв блокады хоронили на всех городских и пригородных кладбищах, места наиболее массовых захоронений — Пискаревское кладбище, Серафимовское кладбище.
Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью "За оборону Ленинграда", которая была учреждена в декабре 1942 года, награждено около 1,5 миллиона человек.
26 января 1945 года сам город Ленинград был награжден орденом Ленина.
22 декабря 1942 года Указом Президиума ВС СССР была учреждена медаль "За оборону Ленинграда", которой удостоились около 1,5 миллиона защитников города.
Впервые городом-героем Ленинград был назван в приказе Сталина от 1 мая 1945 года. В 1965 году это звание ему было присвоено официально.
В мае 1965 года город награжден медалью "Золотая Звезда".
Федеральным законом "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 года (с последующими изменениями) 27 января установлен День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.
Годовщина начала блокады Ленинграда 8 сентября в Петербурге отмечается как День памяти жертв блокады. Впервые этот день отмечался в 1990 году.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. В 8 томах. 2004 г.)
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников