Рейтинг@Mail.ru
Узбекистан без Каримова: между Востоком и Западом - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Узбекистан без Каримова: между Востоком и Западом

© РИА Новости / Алексей Никольский | Перейти в медиабанкПрезидент Узбекистана Ислам Каримов во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в Кремле
Президент Узбекистана Ислам Каримов во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в Кремле
Читать ria.ru в
Дзен
Преемнику первого президента Республики Узбекистан, кто бы им ни оказался, во многих аспектах придется продолжать дело ушедшего из жизни лидера. Политолог Геворг Мирзаян объясняет почему.

Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета при правительстве РФ, для РИА Новости

Президент Узбекистана Ислам Каримов. Архивное фото
Биография Ислама Каримова
Уход Ислама Каримова означает завершение целой эпохи развития Узбекистана. О первом президенте республики можно сказать много хорошего или плохого, однако одно очевидно — за почти 25 лет правления ему удалось сохранить созданный большевиками Узбекистан как единое государство.  А также даже спасти какую-то часть экономики УзССР (благодаря чему страна стала одним из лидеров региона).

Теперь вопрос в том, что будут делать дальше его преемники.

Вопрос о легитимности передачи власти — это меньшая из их проблем. Да, формально речь идет не о демократических институтах, однако абсолютное большинство узбекистанцев и все конструктивные внешние силы этому только рады.

Альтернативные варианты привели бы страну к хаосу гражданского противостояния, поскольку предполагали либо приход к власти не готовых к ней оппозиционеров-эмигрантов, либо имеющих специфические взгляды на ее характер радикальных исламистов.

Дмитрий Медведев и президент Узбекистана Ислам Каримов во время осмотра достопримечательностей Самарканда
Ислам Каримов, старейший среди руководителей республик бывшего СССР – в фотоленте Ria.ru.

Ну и конечно, свою роль в укреплении власти сыграет правильная внутренняя пропаганда. В Узбекистане существовал культ личности — великого лидера, своей мудростью направлявшего страну на пути благоденствия и развития. Культ развивался годами и, безусловно, является одним из столпов легитимности узбекского режима. И неважно, что он формировался вокруг Каримова — опыт Туркмении показал, что при правильном подходе и нужном уровне пропаганды можно легко провести замену одного объекта культа на другой.

Ольга Голодец. Архивное фото
Узбекистан не обращался к России за помощью в лечении Каримова
Проблема новых узбекских властей в том, что в мире "постарабской весны", распространения информационных технологий и высокой популярности антигосударственных идеологий на одном культе личности долго не просидишь.

Новое руководство страны должно перейти от логики сохранения власти (которой руководствовался Каримов) к мерам по социально-экономическому развитию страны, дабы капитализировать выданный им кредит доверия.

© РИА НовостиИслам Каримов на XXVIII съезде КПСС. Июль, 1990 года
Ислам Каримов на XXVIII съезде КПСС. Июль, 1990 года

Гастарбайтеры и валюта

В каких-то вопросах преемник Каримова будет, безусловно, продолжать его линию. Например, использовать российский рынок рабочей силы в качестве пункта назначения для узбекской молодежи.

Да, Ислам Каримов мог сколько угодно оскорблять узбекских трудовых мигрантов (заявляя, в частности, что, работая дворниками в Москве, они унижают Узбекистан), но он прекрасно понимал, что узбекские гастарбайтеры решают как минимум две проблемы страны.

Во-первых, содержат свои семьи. Да, из-за кризиса и падения курса рубля объем денежных переводов из России в Узбекистан снизился с 5,5 миллиарда долларов в 2014-м до 3 миллиардов долларов в 2015 году, однако на эти деньги выживают целые семьи.

© РИА Новости / Владимир Родионов | Перейти в медиабанкВстреча президента Узбекистана Ислам Каримов в московском аэропорту
Встреча президента Узбекистана Ислам Каримов в московском аэропорту

Во-вторых, выезд молодежи на заработки в Россию снижает социальную напряженность, которая возникла бы из-за запредельного уровня безработицы. Ее показатели в стране и без того большие — по официальным данным, она составляет 5%, по неофициальным — все 20%. И, как это обычно бывает, самый высокий уровень — среди молодежи, склонной к радикальным шагам и подверженной влиянию радикальных исламистов.

Некоторые же вопросы требуют серьезного подхода и реформ. И речь не только о глобальных вещах наподобие привлечения инвесторов (которые опасались вкладываться в Узбекистан из-за желания той же Гульнары Каримовой аннексировать любой понравившийся ей бизнес — история с узбекской "дочкой" МТС многому всех научила).

Весьма вероятно, что новые власти проведут некую модернизацию уклада в стране, часть положений которого вызывает когнитивный диссонанс.

Например, валютный рынок. Формально в Узбекистане запрещен свободный оборот иностранных денежных средств — граждане должны покупать доллары только в банке по курсу, в разы отличающемуся от реального. Однако проблема в том, что черный рынок существует не в подполье, а на виду. Это в начале 90-х предприниматели вынуждены были ехать в специально условленные места, где втихую меняли узбекские сомы на американскую валюту у корейцев-перекупщиков (автор сидел в машине у отца и видел всю эту конспирацию).

В 2016 году рынок стал клиентоориентированным: теперь у любого метро в нескольких десятках метров от полицейских сидит перекупщик с мешком денег и открыто осуществляет разменные операции. Тем самым он наносит существенный урон не только экономике страны, но и ее репутации, самим своим существованием показывая населению запредельный уровень коррупции.

Поэтому новые власти должны либо отменять запрет на свободное хождение валюты, либо снова сделать черный рынок черным. И опять же, опыт Грузии показывает, что борьба с коррупцией на низовом уровне резко поднимает рейтинг действующей власти.

© РИА Новости / Сергей Гунеев | Перейти в медиабанкПрезидент Узбекистана Ислам Каримов во время заседания глав государств-участников СНГ. 2015 год
Президент Узбекистана Ислам Каримов во время заседания глав государств-участников СНГ. 2015 год

Пора мириться

Новым властям придется реформировать и внешнюю политику страны. Ислам Каримов очень любил свою власть и не хотел подпадать под чрезмерное влияние внешних сил. Поэтому он категорически отказывался от тесных военно-экономических отношений с США, Россией или Китаем.

Узбекский президент всячески подчеркивал свою независимость, отказывался участвовать в российских интеграционных проектах и даже открыл в своей стране музей российской оккупации.

Однако в последнее время политика узбекского лидера начала претерпевать некоторые изменения — даже Каримов понял, что существующие внешние угрозы Узбекистану (исходящие от ИГ и афганской ситуации) реальнее мифической возможности оказаться под российским влиянием.

Поэтому он начал процесс сближения с Россией. Судя по всему, новые власти этот процесс ускорят, особенно в том случае, если а) ситуация в Узбекистане будет ухудшаться и б) Кремль докажет им, что концепция евразийской интеграции никоим образом не является "Советским Союзом-2".

Кроме того, в лучшую сторону изменятся отношения с Таджикистаном. Да, между странами существует ряд объективных конфликтов, связанных с историческими трениями между народами и, например, с решением Душанбе строить ГЭС на горных реках (вода с которых питает узбекское сельское хозяйство).

© РИА Новости / Сергей Гунеев | Перейти в медиабанкПрезидент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон и президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в Узбекистане
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон и президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в Узбекистане

Однако одной из причин того же водного конфликта и нежелания Эмомали Рахмона учитывать интересы узбекских сельхозпроизводителей были сложные личные отношения между ним и Исламом Каримовым.

Ни для кого не секрет, что бывший директор совхоза в Кулябской области стал в 1992 году председателем Верховного Совета объятого гражданской войной Таджикистана по согласованию с Исламом Каримовым. После чего узбекский президент посчитал, что таджикский коллега ему обязан. Однако у Рахмона была другая точка зрения, и он при каждом удобном случае пытался продемонстрировать Каримову свою независимость. В том числе и демонстративным отказом идти на компромисс.

В результате оба государства за последние годы не раз скатывались к фактически предвоенной риторике. С новыми властями Рахмону будет разговаривать гораздо проще и спокойнее.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала