Размещение в Южной Корее противоракетной системы THAAD не направлено против России, а призвано защитить от северокорейской угрозы. При этом Сеул очень рассчитывает на содействие Москвы в устранении ракетно-ядерной опасности, исходящей от Пхеньяна. Об этом, а также готовности компаний Южной Кореи помочь повышению уровня жизни на российском Дальнем Востоке президент Республики Корея Пак Кын Хе рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости Ивану Захарченко в преддверии своего первого визита в Россию 2-3 сентября и переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным во Владивостоке.
— Каковы цели вашего визита в Россию и что вы надеетесь во время него достичь?
— В этот раз по приглашению президента РФ Владимира Путина я принимаю участие во втором Восточном экономическом форуме в качестве главного гостя, буду выступать с речью на пленарном заседании. С президентом Путиным мы проведем четвертый по счету двусторонний саммит.
Этот визит будет моим первым визитом в Россию. Думаю, что значимость углубляется тем, что я еду на Дальний Восток России, в регион, где между нами существуют глубокие географические, исторические и культурные связи, а также большой потенциал для практического сотрудничества.
В своем выступлении на втором Восточном экономическом форуме я поделюсь своим видением потенциала и направлений сотрудничества на Дальнем Востоке и направлений его развития. На двусторонней встрече с президентом Путиным я собираюсь провести глубокое обсуждение мер для укрепления практического сотрудничества во всех областях, включая развитие Дальнего Востока.
Поскольку в настоящее время ракетная и ядерная проблема КНДР является серьезной угрозой миру и процветанию Корейского полуострова и всего мира, представляет собой большое препятствие для сотрудничества наших стран, включая сотрудничество для развития Дальнего Востока, я бы хотела с президентом Путиным откровенно обсудить северокорейский вопрос, а также укреплять сотрудничество для его решения.
— Есть ли у правительства Республики Корея план активизации экономических связей с Российской Федерацией и в каких именно сферах они наиболее предпочтительны?
— После установления дипломатических отношений наши государства постепенно расширяли свое сотрудничество в экономической области, в 2014 году торговый оборот между нашими странами достиг наивысшей точки — 26 миллиардов долларов.
Всего около 400 корейских компаний, таких как автомобильная компания "Хендэ", гостиница "Лотте", "Самсунг Электроникс" и прочие, работают в России. Несмотря на сложные экономические условия в последнее время, многие корейские компании продолжают постоянно инвестировать, внося свой вклад в активизацию российской экономики и взаимовыгодное развитие наших двух стран.
В последнее время возрастает интерес к развитию Дальнего Востока — региона, где пересекаются "политика развития Дальнего Востока и Сибири" президента Путина и моя политика "евразийской инициативы". Хотелось бы развивать на Дальнем Востоке экономическое сотрудничество наших стран в более разнообразных областях, таких как рыбная промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура, медицина и здравоохранение.
Если многие корейские компании будут работать в регионе, они смогут привнести определенный вклад в создании фундамента для взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами, поднять уровень жизни жителей Дальнего Востока России, диверсифицировать промышленность, строить инфраструктуру и так далее.
Также хотелось бы расширить границы двустороннего экономического сотрудничества на всю Евразию, в особенности ожидаю расширение сотрудничества с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), в котором Россия играет ведущую роль.
Скоро закончится совместное изучение Соглашения о свободной торговле между Республикой Корея и ЕАЭС, которое проводилось последние девять месяцев. Ожидаю, что Соглашение о свободной торговле между Республикой Корея и ЕАЭС будет активизировать экономическую интеграцию Евразийского региона и либерализацию торговли, внося вклад в общий рост экономики и на благо потребителей.
— Какую роль, по вашему ожиданию, Россия может сыграть для решения проблем безопасности на Корейском полуострове?
— В настоящее время Северная Корея прямо отказывается от всех международных обязательств и обещаний, включая шесть резолюций СБ ООН, продолжает концентрировать силы для разработки ракет и ядерного оружия, поэтому ситуация на Корейском полуострове крайне серьезная.
Учитывая географическое расположение Корейского полуострова, соединяющего материк с океаном, а также экономическую динамичность Северо-Восточной Азии, такие провокации и угрозы со стороны Пхеньяна это не только проблема для Кореи, но и серьезный вызов для всех ближайших регионов, включая Россию и далее всю Восточную Азию в целом.
Для того чтобы Северная Корея сменила стратегический расчет и отказалась от ядерного оружия, прекратила свои опрометчивые провокации, международное сообщество должно в полной мере исполнять санкции по резолюциям СБ ООН и таким образом направлять согласованные сигналы Северной Корее.
Россия является постоянным членом СБ ООН и одним из твердых приверженцев системы международного нераспространения, находясь в особой позиции, и может сыграть лидирующую роль в санкциях и давлении по отношению к Северной Корее.
В настоящее время в ответ на северокорейские провокации Россия сотрудничает с нами, а если впредь разрешатся ядерная и ракетная проблемы Северной Кореи, то появится большая динамика для совместного развития Кореи и России, включая развитие Дальнего Востока. Поэтому я надеюсь, что Корея и Россия с длительной перспективой будут сотрудничать для достижения перемен.
— Россия категорически против размещения в вашей стране противоракетной системы THAAD. Можем ли мы быть уверены, что планы размещения не навредят отношениям с Москвой?
— Дислокация THAAD — это мера для самообороны, и это решение было неизбежным для того, чтобы защитить безопасность государства и жизнь граждан от северокорейской ракетной и ядерной угроз, которые все более и более растут с каждым днем.
В таком контексте нет никаких причин, чтобы THAAD была направлена против какой-либо третьей страны, в этом нет никакой реальной выгоды, у нас нет никаких намерений или планов сделать это таким образом.
Суть проблемы заключается в ядерной и ракетной угрозах Пхеньяна, и если мы сможем убрать ядерную угрозу Северной Кореи, то естественным образом необходимость в дислокации THAAD исчезнет.
За это время наше правительство в полной мере разъясняло таковую нашу основную позицию российской стороне, а если российская сторона в чем-то увидит необходимость дополнительных пояснений, то мы и впредь будем продолжать тесные контакты.
— Проводимые в эти дни совместные с США военные учения Ulji Freedom Guardian вызвали у Северной Кореи резкую реакцию вплоть до угрозы нанесения превентивного ядерного удара. Насколько реальна опасность войны в Корее и что ваше правительство может сделать для ее предотвращения? Что со своей стороны должен сделать Пхеньян, чтобы Сеул согласился прекратить военные учения с США и начать диалог с северными корейцами? В этой связи есть ли шансы и необходимость восстановления шестисторонних переговоров?
— Северная Корея только в этом году провела четвертые ядерные испытания и пуски ракет, таким образом продолжив различные провокации и даже угрожая опережающим ядерным ударом. Мы не знаем, какие провокации еще могут быть, учитывая характер Ким Чен Ына и северокорейского режима. Поэтому в настоящее время ситуация с безопасностью Корейского полуострова весьма серьезна.
В данной ситуации естественно, что армия, которая защищает жизни граждан, проводит оборонные учения для ответа на северокорейские провокации. Совместные корейско-американские учения являются оборонными учениями, содержание которых каждый год сообщается Северной Корее, а также они проводятся транспарентно, с присутствием международных наблюдателей.
По требованию Северной Кореи в 1990-х годах приостанавливались ежегодные крупномасштабные совместные военные учения, но и тогда, и до настоящего времени Северная Корея не прекратила разработку ядерных вооружений.
Относительно совместных корейско-американских учений, бывало, что Северная Корея показывала сильное сопротивление, но были и случаи, когда она не демонстрировала никакой реакции. Это лишь доказывает тот факт, что для Северной Кореи совместные военные учения используются в качестве предлога в ее собственных интересах.
Сейчас Северной Корее надо сделать так, чтобы международное сообщество обрело минимальное доверие по отношению к ней, чтобы через диалог решать проблемы. Какие действия для этого необходимо предпринять, Северная Корея и сама прекрасно осознает.
В ситуации, когда КНДР не показывает никаких искренних намерений, она будет злоупотреблять диалогом для того, чтобы выиграть время для усовершенствования ракет и ядерных вооружений. Досадно, что тогда будет повторяться порочный круг провокаций и компенсаций.
— Как ваше правительство будет реагировать, если Северная Корея будет снова и снова продолжать ядерные и ракетные испытания?
— В начале этого года международное сообщество послало серьезный сигнал Северной Корее в ответ на ее ядерное испытание, приняв резолюцию СБ ООН номер 2270 беспрецендентно жесткого характера.
Я считаю важным, чтобы Северная Корея сама осознала, что чем больше она повторяет ракетные и ядерные провокации, тем больше она будет лицом к лицу сталкиваться с более сильными санкциями и давлением со стороны международного сообщества, усилится ее дипломатическая и экономическая изоляция.
Если мы будем поступать по-другому и будем закрывать глаза, у Северной Кореи не будет причин не продолжать совершенствовать ядерные и ракетные вооружения и впредь.
Наше правительство будет и в дальнейшем тесно сотрудничать с Россией, с другими основными государствами для того, чтобы международное сообщество продолжало тщательно соблюдать резолюцию СБ ООН, а если со стороны КНДР усилятся провокации, то в ответ и соразмерно этому — усиливать санкции и давление.