Число фильмов возросло, а интерес к ним нет
Как пояснили РИА Новости в компании Movie Research, несмотря на не самую благоприятную экономическую ситуацию в стране, рынок отечественного кинопроизводства демонстрирует вполне устойчивое развитие.
"Количество выпускаемых в прокат российских кинокартин за последние годы заметно возросло. В 2015 году оно достигло 124, что на 30,5% больше числа отечественных релизов 2014 года, и в два раза больше количества выпущенных российскими производителями фильмов в 2011 году. Стоит отметить, что доля отечественных фильмов в прокате в 2015 году составляла 28,7%. Это наивысший показатель более чем за десятилетний период", — подчеркнул собеседник агентства.
Однако такой рост в 2015 году не вылился в рекорд в плане кассовых сборов. По сравнению с 2014 годом данный показатель у российских фильмов сократился с 8,1 миллиарда до 7,7 миллиарда рублей, а посещаемость уменьшилась с 35,1 миллиона до 32,8 миллиона человек. По словам специалиста, во многом эта тенденция объясняется тем, что в 2015 году не было мощных блокбастеров, а в 2016 году самым ярким релизом оказался фильм "Экипаж" Николая Лебедева, который собрал в прокате 1,5 миллиарда рублей и занял второе место среди самых кассовых картин XXI века. Первое место заняла заняла военная драма "Сталинград" Фёдора Бондарчука 2013-го года выпуска с 1,7 миллиарда рублей.
Он пояснил, что на телевидении нет конкуренции с иностранным производителем, а кинопрокат для индустрии — "он совсем чужой".
"Русское кино и кинопрокат — это отдельные вещи: российским продюсерам прокат нужен, а прокату не нужные российские продюсеры… Почему-то в телевизоре у нас все получается, а в кино мы не умеем", — добавил он.
Региональное кино и компании-лидеры
"У нас сейчас региональное кино получает все больший прокат на территории субъектов, и производится достаточно большое количество фильмов. Лидером является Саха (Якутия), на моя взгляд, потому что там больше десяти полнометражных игровых картин ежегодно выпускается, часть из них побеждает на фестивалях, часть пользуется широким интересом зрительской аудитории. Региональное кино, на мой взгляд, это наше будущее, потому что черпаются идеи, потому что смотрит массовая зрительская аудитория, то есть людям интересно смотреть кино о самих себе", — пояснил Иванов.
Что происходит с анимацией
И в тучные времена, и в кризис, достаточно уверено себя чувствует на рынке анимационное кино, которое уже долгое время демонстрирует стабильный подъем.
По его словам, для того, чтобы сохранить популярность на международном рынке, студиям нужно не подстраиваться под Голливуд, так как их это сразу отбросит назад, а, наоборот, создавать русский, не похожий ни на что, уникальный контент. Сотсков отметил, что в России есть много креативных кадров, которые ничем не уступают зарубежным.
"Мне много где приходилось бывать. Америка, бесспорно, со всего мира кадры тянет. Но в России достаточно креативные люди есть, и это хорошо, в среднем намного выше, чем в других странах. На российских кадрах удается выпустить вполне приличный продукт", — подчеркнул собеседник агентства.
…и что будет дальше
По словам Иванова, рост российского кинопроизводства сейчас можно назвать умеренным. "Это умеренный рост, не бурный, сам по себе рынок и количество кинозалов и деньги растут, но очень медленными темпами. Существующая тенденция продолжится еще несколько лет, если государство предпримет попытки поддержки и регулирования нашего кино", — заметил он.
Однако как подчеркнул Сотсков, именно в том, что рынок сосредоточен только на выпуске блокбастеров, и есть главная проблема. "Сейчас на все сильно влияет экономическая ситуация, так как вроде бы бокс-офис не сильно упал, но сильно просели фильмы средней прослойки, а блокбастеры как были, так и остались. Чтобы индустрия развивалась, нужны не только крупные проекты, но картины разных жанров", — отметил эксперт.