Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Перезапуск контроля, по словам министра, мог бы стать "надежным способом для достижения прозрачности, предотвращения рисков и построения доверия". Контроль, по его словам, должен быть применим и к областям со спорным территориальным статусом. Необходимо также включить в соглашение новые системы вооружения, определить верхние пределы региональных границ и минимальные расстояния между ними. Кроме того, надо принимать в расчет новые военные возможности и стратегии.
"Для этого мы хотим структурированного диалога со всеми партнерами, ответственными за безопасность на нашем континенте", — сказал Штайнмайер в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung, отметив, что важной платформой для такого диалога является ОБСЕ.
Забота о безопасности
Прежним соглашением такого рода был Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписанный 19 ноября 1990 года в Париже представителями 16 государств — участников НАТО и 6 государств — членов Организации Варшавского договора (ОВД). Спустя два года он вступил в силу, хотя к тому моменту ОВД уже прекратила свое существование.
"Учитывая, что де-факто мы снова вернулись к военно-политическому противостоянию в Европе, как это было во времена НАТО и Организации Варшавского договора, идея такого соглашения представляется весьма актуальной, она, можно сказать, лежит на поверхности", — считает председатель президиума НПО "Совет по внешней и оборонной политике" Федор Лукьянов.
Необходимо отслеживать риски, установить механизмы контроля, мониторинга, добиться прозрачности информации о вооружениях — все это способно снизить опасность военного напряжения в Европе, полагает он.
По мнению Лукьянова, в основе инициативы Штайнмайера лежат "добрые намерения" — реальная забота о безопасности в Европе.
"Германия, неся бремя европейского флагмана, пытается найти пути к разряжению обстановки на континенте. Штайнмайер, традиционно занимающий более миролюбивую позицию, чем федеральный канцлер Ангела Меркель, предлагает то, что звучит сейчас особенно актуально", — говорит политолог.
Деловой расчет и предвыборная агитация
"НАТО требует от своих членов довести военные бюджеты стран до уставных 2% ВВП, однако главным выгодоприобретателем от этого становятся США, в основном и поставляющие свою военную технику в Европу. Особенно в убытке оказываются государства, не имеющие развитого военно-промышленного комплекса, — деньги, потраченные на оборону, уходят из их экономик в экономику другой страны", — говорит аналитик.
"Отсюда — второй, кроме экономического, мотив Штайнмайера — политический. Правые партии укрепляют свои позиции за счет критики вялого внешнеполитического курса Германии, которая, по их словам, идет в фарватере заокеанского союзника. Перед выборами кабинету Меркель нужны яркие миротворческие инициативы, которые устраивали бы всех, — например, связанные с контролем вооружений или стратегическим партнерством", — говорит Дмитрий Абзалов.
Немаловажно, по его мнению, и то, что в будущем году возможен демонтаж антироссийских санкций, и для Германии, которая оказалась позади других стран, требующих их отмены, это грозит утратой европейского лидерства. Призыв Штайнмайера в этой ситуации напоминает слегка запоздалую попытку встроиться в общий тренд движения навстречу Москве, полагает эксперт.
Туманная перспектива
Саму инициативу Штайнмайера Дмитрий Абзалов характеризует как беспроигрышную. Не меньшую (если не бóльшую) угрозу, чем наращивание вооружений, для европейской безопасности сегодня представляет терроризм. Однако эффект от мер по ее предотвращению невелик: достаточно одного "громкого" теракта, чтобы свести на нет все усилия очередной антитеррористической кампании.
Результаты создания системы контроля вооружений не столь непредсказуемы, поскольку зависят от действий официальных легитимных правительств, а не появляющихся неизвестно откуда террористов.
Беспроигрышность состоит еще и в том, что очевидная миролюбивая и позитивная направленность самой идеи вряд ли способна вызвать отрицание где-либо в Европе или на американском континенте, по крайней мере на официально-дипломатическом уровне. Это, конечно же, не означает, что саму реализацию соглашение о контроле вооружений в Европе впоследствии не будут торпедировать ни США, ни ряд восточноевропейских государств — таких, как Польша и страны Балтии, не говоря уже об Украине.
Удастся или нет заключить новый договор, во многом зависит от тех европейских партнеров Германии, на которых она сможет опереться. По Европе скоро прокатится волна выборов, и всё в конечном итоге будет определено тем, какие политические силы придут к власти, убежден Дмитрий Абзалов.