МОСКВА, 26 авг — РИА Новости, Виктория Сальникова. 26 августа Земфире исполняется 40 лет. Сейчас она без сомнений главная певица страны: билеты на ее концерты раскупаются в первые дни продаж, а количество поклонников исчисляется миллионами. Мы вспомнили, как начиналась карьера Земфиры, и попытались понять, можно ли было тогда, в 99-м, увидеть в ней будущую суперзвезду.
1999-й был богат на яркие дебюты: в этом году вышли первые альбомы Hi-Fi, "Михея и Джуманджи", "Ленинграда", "Запрещенных барабанщиков" и известной в узких кругах группы Butterfly Temple. Каждый из коллективов занял свою нишу, определив облик отечественной поп-культуры на годы вперед. Но самым многообещающим релизом стала пластинка начинающей певицы из Уфы Земфиры Рамазановой. Диск или кассета были у каждого второго. Обложка в цветочек – кусок обоев, отсканированный музыкантами, лаконичная надпись "Земфира", 14 треков, каждый из которых — хит. Такое невозможно, но Земфира от релиза к релизу доказывает – возможно все, и это результат кропотливой работы, а не везение.
Земфиру можно назвать главной перфекционисткой нашей сцены. В ее мире нет места случайностям, творческому беспорядку и хаосу. Структура, анализ, логика и контроль. Она жесткая, непримиримая, требовательная – к себе в первую очередь. Земфира всегда знала, чего хочет и куда идет.
Интервью, которые певица, не жадничая, раздавала в начале карьеры, сейчас смотрятся с улыбкой — она на них совсем ребенок. Но уже тогда ведущие отмечали, что Земфира – "девушка загадочная и о себе говорит мало", а знать о ней поклонники, конечно же, хотели все.
Почти на всех архивных видео певица сидит со скрещенными на груди руками. Ей неуютно. Она робеет на вопросах о личном, но оживляется, когда разговор заходит о музыке. С годами ничего не изменилось: просто Земфира теперь сама выбирает тему беседы и о себе не говорит вообще. Только музыка.
"- Ты приехала в Москву за славой?
— Нет, я приехала в Москву для того, чтобы записать альбом. В моем городе это сделать невозможно, нет технических условий.
— У тебя на родине понимают твою музыку?
— Надеюсь.
— Ты следишь за модой?
— Сейчас же модно одеваться в секонд-хендах? Значит, я не модный человек, я их не люблю. Главное, чтобы было удобно и комфортно. Где я одеваюсь? В магазинах. Стилиста у меня нет", — рассказала она в 1999 году в эфире передачи "До 16 и старше".
"Я много рассуждала по этому поводу (о причинах популярности, — прим. ред.), наверное, определяющую роль сыграл голос. Когда ты ставишь неизвестную себе доселе песню, ты ориентируешься на голос. И после ты начинаешь, это мое субъективное мнение, если не переключаешь волну, слушать тексты, а после музыку и аранжировки. Я думаю, мой голос помог нашему коллективу. Беда нашей страны – это отсутствие хороших голосов", — сказала Земфира в эфире передачи "А" в 1999 году.
"Ты знаешь, как я искала талантливых людей, но не знаю, что происходит с музыкальным образованием в этой стране: это какие-то неталантливые, зажатые, косноязычные в музыкальном смысле люди, которые приходят и стараются понравиться. А если они хоть на секундочку понравятся, они заряжают какие-то немыслимые цифры. Последний год я работала с хорошими музыкантами, но так нельзя: я бы обрушила музыкальный рынок, нет таких гонораров! И я поняла, что меня просто используют".
"Жить в твоей голове" — это альбом все о той же внутренней эмиграции. Только не столько политической, сколько социально-психологической: как скрыться в себе от окружающей ненависти. Только эмиграция здесь — не направление, а опыт. Отсюда и закрытость, отсюда и замкнутость звука, отсюда и заглавие", — написал Горбачев в рецензии для журнала "Афиша".
Естественно, альбом пришелся по вкусу далеко не всем. Спор шел и среди поклонников певицы. Одни охарактеризовали его как слишком мрачный и отрешенный, другие решили, что это лучшее из дискографии Земфиры. В любом случае, певицу никогда не ругают всерьез, скорее журят: тут не дотянула и вот здесь бы больше надрыва.
"Я — сектант. Предана своей профессии. Одержима. И, мне кажется, этой одержимости как раз и не хватает многим моим коллегам. Меня интересует все в нашем процессе: как декорирован рояль, как висят кулисы, какими микрофонами снимает звук гитары Мэй, какие мониторы использует Энн Леннокс, как синхронизированы экраны и драм-машина у Massive Attack. Мне важно все. Хочется попробовать все. И к тому же знаешь, что еще? С самого начала моего успеха мне долго казалось, что меня сильно переоценили", — сказала Земфира в интервью Colta.ru.