Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
При этом были отвергнуты сотни (начиная с 2013 года) писем сирийских властей в ООН и другие организации, в которых аргументированно сообщалось о применении химического оружия боевиками вблизи Дамаска. Характерно, что под Дамаском нет ИГ. Там воюют проамериканские "правильные" террористы.
Сирийское правительство также обвиняло в пособничестве боевикам в создании химического оружия Катар, Саудовскую Аравию, Турцию и Францию. Эти обвинения также были отвергнуты, несмотря на то, что подтверждались, по словам сирийских дипломатов, не только данными спецслужб Дамаска, но и российской разведкой.
Рассмотрим ситуацию комплексно.
Один раз его уже вывозили
В 2012 году сирийское химическое оружие было вывезено с территории страны при помощи России и под контролем международных организаций.
При этом своих клиентов, которые как раз и замешаны если не во всех, то в большинстве случаев применения химического оружия в Сирии, США (а никаких сомнений в том, что решение миссии ООН организовали именно они) выводят из-под удара.
Не принимаются обвинения и в адрес американских союзников в регионе. Даже бывших. Может быть, Вашингтон и не прочь был бы сегодня обвинить заодно и Эрдогана, хоть это не укрепит позиции США в Турции. Но есть основания считать, что турецкий президент может много интересного рассказать не только о применении запрещённого оружия, но и в целом о политике США в регионе, и о том, какими методами она реализуется.
Фактически США возвращаются к ситуации 2012 года, когда они угрожали бомбить Асада, а Россия подтягивала к сирийским берегам боевые корабли с комплексами ПВО С-300Ф ("Форт"). Тогда США пошли на компромисс, рассчитывая, что спонсируемые ими террористы всё равно добьют Асада.
Новая политическая конфигурация на Ближнем Востоке
Однако за четыре года ситуация изменилась коренным образом. Развёрнутая в Сирии группировка ВКС РФ, а также военная помощь Ирана и координация действий с Ираком позволили переломить ситуацию.
При этом на Ближнем Востоке сложилась новая политическая конфигурация. Турция медленно, но верно сдвигается не только к ситуативному союзу с Россией и Ираном, но и к нормализации отношений с Сирией. И это не оставляет надежд на создание курдского государства, патронируемого США, которые таким образом смогли бы закрепиться в ключевой точке региона.
Таким образом, проигрыш битвы за Алеппо будет означать проигрыш в Сирии, а проигрыш в Сирии приведёт к утрате американских позиций на Ближнем Востоке.
Мало того, что традиционно Британия, а затем и США рассматривали контроль над Ближним Востоком как гарантию своего доминирования в мире. Дело в том, что Вашингтон проиграл все начатые в 2012-2014 годах гибридные войны. Ему придётся уйти не только из Сирии, но и с Украины. Да и попытка организации переворота в Турции и убийства Эрдогана сорвалась, после чего Анкара начала дрейф в лагерь противников США.
История с химоружием — шанс для США зацепиться в регионе
Чтобы свести проигранную глобальную партию хотя бы к ничьей, Вашингтону нужна позиция для торга. Необходимо хоть где-то зацепиться.
Сирия для США важнее Украины. Украина — не состоявшийся и потому больше не нужный таран против России. Потеряв её, США утрачивают возможность эффективно вредить, но угрозы самой Америке этот проигрыш не несёт. Потеря же Сирии ставит крест на попытках США сохранить гегемонию. Поэтому здесь Вашингтон готов поднять планку риска до предела.
Конечно, война США с Россией на сирийской территории необязательно должна перерасти в глобальный ядерный конфликт, но в случае начала конфронтации её масштаб будет быстро нарастать (за счёт переброски сторонами дополнительных сил), и ситуация легко выйдет из-под контроля.
Действия США являются попыткой переиграть проигранную кампанию в свою пользу при помощи шантажа началом полномасштабных боевых действий. При этом Вашингтон мало заботится о соблюдении даже минимальных приличий.
Отказ от соблюдения приличий и ставка на голую силу — признак умирающей империи. Империя, находящаяся на подъёме, заботится об имидже, стремится выглядеть справедливой и привлекательной, управлять больше при помощи убеждения, чем принуждения.
Когда-то я писал, что вторжение в Ирак и казнь Саддама Хусейна создают прецедент, который может быть в будущем использован против США. Ни одна держава не является вечным мировым лидером, а уж за что повесить американского президента — всегда найдётся. Если мир прекратит подчиняться США и потребует от них играть по одинаковым со всеми правилам, многие шеи в Вашингтоне могут ощутить дискомфорт. Поэтому, отбросив приличия, США открыто нарушают все правила, надеясь выиграть путём шантажа.
Эхо президентской гонки
Пока идут последние месяцы правления Обамы, есть надежда, что он сумеет устоять под давлением своих ястребов, не перейдёт красную черту в Сирии.
Но разве мы не помним, как из такого же ничто Трумен внезапно стал президентом после смерти только что переизбранного на четвёртый срок Рузвельта, резко сменил внешнеполитический курс США и правил восемь лет, успев создать НАТО и развязать холодную войну. О том, что Трампа могут убить в случае избрания в США, не говорит только ленивый. Утечка информации о психических отклонениях Клинтон позволяет отстранить её "по состоянию здоровья" сразу после инаугурации.
В случае реализации любого из этих сценариев у власти вместо сильного самостоятельного лидера, способного, если захочет, противостоять любому давлению ястребиной части американского истеблишмента, окажется марионетка политического бомонда.
При всей сложности характеров Клинтон и Трампа, при том, что ни один из них не будет для России лёгким партнёром, они в целом прогнозируемы. Но не факт, что, голосуя за них, американцы действительно выбирают кого-то из них, а не слабую тень сильного лидера.
События в США могут в любой момент начать ускоренно развиваться по негативному сценарию, поскольку очевидный раскол вашингтонских элит уже состоялся, и борющиеся группировки впервые со времени Гражданской войны ведут борьбу принципиальную, не допускающую компромисса.
То есть противостояние во внутренней политике США достигло того же накала, что и во внешней. Они оказывают друг на друга взаимное негативное влияние, ускоряющее процесс скатывания к чисто силовой внутренней и внешней политике, практически лишая элиты США пространства для манёвра и времени на оценку адекватности принимаемых решений.
В такой ситуации слабый лидер — игрушка в руках политических группировок, способен санкционировать самые безумные шаги. Поэтому решать созданную американцами "химическую" проблему в Сирии России необходимо как можно скорее, ещё до конца правления Обамы.