МОСКВА, 20 авг — РИА Новости. Назначение нового министра образования РФ свидетельствует о том, что в правительстве выстроена связка "власть — профессиональная среда – общество" и что теперь в центре внимания ведомства будут учителя, считает политолог Андрей Зудин.
В пятницу президент России Владимир Путин согласился с предложением премьера Дмитрия Медведева назначить новым главой министерства образования и науки РФ сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву. Ранее занимавший этот пост Дмитрий Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.
Контекст отставки
Политолог отметил, что "разговор о переменах в руководстве Минобразования имеет смысл начинать с упоминания о том, что новый министр был назначен по инициативе Дмитрия Медведева, именно он предложил на ключевой пост в системе образования профессионала с "учительскими корнями" Ольгу Васильеву". При этом эксперт подчеркивает два важных обстоятельства.
"Первое. На примере отставки Ливанова и назначении Васильевой мы видим, что связка "власть — профессиональная среда – общество", выстроенная в правительстве Медведева, реально работает. Предыдущий глава министерства часто вызывал нарекания и критику в свой адрес и фактически превратился в главный аллерген для общественного мнения", — сказал РИА Новости Зудин.
Эксперт напомнил, что "незадолго до смены главы министерства прошла встреча Ливанова с руководством партии "Единая Россия", на которой состоялся непростой разговор, были высказаны претензии и замечания в адрес министра".
"Ранее проводились многочисленные встречи с профессиональными сообществами и по партийной линии, и по линии правительства, на которых предметно обсуждалась проблематика в сфере образования. Назначение нового министра образования необходимо рассматривать именно в контексте диалога с профессиональным сообществом и сегментами гражданского общества, которые интересуются вопросами сферы образования. К ним относятся не только профессионалы, но и родители детей, которые учатся в школах и вузах", — отметил он.
Вторым важным обстоятельством Зудин считает тот факт, что назначение нового министра следует воспринимать как знак того, что теперь министерство образования и науки РФ иначе расставит приоритеты.
"Жалобы на дефицит государственного внимания к учителям уже давно сопровождают любые обсуждения проблем образования. Именно с учетом данного обстоятельства следует оценивать заявление нового руководителя Минобрнауки, что главным предметом внимания министерства отныне станут учителя, в силу ключевого значения, которое они имеют в образовательном и воспитательном процессе. Это обязывающие слова. После такого заявления мы вправе ожидать важных изменений в политике министерства, повышения внимания к условиям труда и качеству жизни педагогов", — сказал политолог.
Новые акценты
Зудин напомнил, что "политика правительства Дмитрия Медведева в предыдущие годы сделала поворот к проблемам учителей реально возможным".
"Давайте вспомним: была улучшена материальная основа школ, реализована программа по 100-процентному обеспечению местами в детских садах, строились спортзалы в сельских школах, проводилась интернетизация школ и вузов, предпринимаются активные усилия по реализации целей, которые поставлены в майских указах Владимира Путина в сфере образования. За последние месяцы получила стремительное развитие программа по строительству новых школ, была возобновлена программа по выпуску школьных автобусов", — отметил эксперт.
Политолог полагает, что "наиболее болезненный этап реформы образования… завершен".
"Появилась возможность перенести акцент с инфраструктуры на содержание образовательного процесса и его ключевую фигуру – педагога. И здесь, кстати, опыт широкого общественного диалога как по правительственной, так и партийной линии может быть востребован Минобрнауки при новом руководителе", — сказал Зудин.