Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Виктор Иванов: выставка "Химия-2016" даст участникам новые заказы и знания

© Фото предоставлено пресс-службой АО "Экспоцентр"Президент Российского Союза химиков Виктор ИвановПрезидент Российского Союза химиков Виктор Иванов
Международная выставка химической промышленности и науки "Химия-2016" откроется 19 сентября в "Экспоцентре". Это один из наиболее престижных отраслевых смотров, кратчайший путь для продвижения товаров и услуг в новые рыночные ниши. О состоянии химической индустрии РИА Новости рассказал президент Российского Союза химиков Виктор Иванов.

19-я международная выставка химической промышленности и науки "Химия-2016" откроется 19 сентября в "Экспоцентре" на Красной Пресне. Первая такая выставка состоялась в 1965 году и имела колоссальный успех. Сегодня "Химия" – один из наиболее престижных отраслевых смотров, кратчайший путь для продвижения товаров и услуг в новые рыночные ниши  для его участников — крупнейших химпредприятий, поставщиков и дистрибьюторов. О состоянии химической индустрии и роли выставочной деятельности в ее развитии РИА Новости рассказал президент Российского Союза химиков Виктор Иванов.

— Виктор Петрович, химическая промышленность — одна из немногих отраслей, которая в последние годы растет. В чем секрет?

— Действительно, в 2015 году рост в химической промышленности составил 106% по отношению к 2014 году. Наши предприятия повышают качество и учатся держать конкурентоспособные цены. Кроме того, импорт сократился процентов на двадцать. Поэтому потребитель охотнее стал брать отечественные продукты.

Но мы считаем основным критерием развития отрасли количество инвестиций. Наши ведущие предприятия были построены давно, и сегодня от 60 до 80% оборудования требует реконструкции или замены. Инвестиции в химическую промышленность сегодня в основном отечественные, но технологии, оборудование и рабочая сила зачастую привлекается из-за рубежа. Мы рады, если иностранная компания строит в России – создаются новые рабочие места и производство остается на нашей территории. Хуже, если (как повелось в последнее время) иностранцы приезжают в Россию, ведут переговоры и уезжают. На мой взгляд, эта странная тенденция стала новым методом изучения нашего рынка.

Инвестиции дают нам возможность внедрять новые технологии, строить новые мощности. В прошлом году, например, мы ввели новые мощности по полиэтилену и полипропилену. Хорошо в этом смысле работали компании Татарии, "Сибур", "ФосАгро", ПАО "Акрон" и другие. Таких примеров много.

— Насколько успешно идет процесс импортозамещения в отрасли?

— Я бы не стал совсем избавляться от импорта. Это своего рода катализатор, который заставляет наши предприятия работать лучше – есть с чем сравнивать и конкурировать. Я считаю, что не нужно ориентироваться на импорт или экспорт, а стоит работать на рынок. Потому что, когда возникает ориентация на экспорт, страдает внутренний рынок. И одни наши предприятия начинают усиленно экспортировать сырье, а другие столь же активно закупать это же сырье за рубежом. Хотя могли бы купить его у "соседа".

Лучше сосредоточить усилия на конкурентоспособной продукции, которую мы в силах создавать сами. К примеру, мы продаем много полиэтилена, полипропилена и других полимеров за границу. А потом ввозим оттуда готовые изделия из этого сырья. При этом многие предприятия могли бы те же изделия делать у себя. Поэтому вопрос, в частности, об импортозамещении и развитии пластпереработки стоит очень остро. Но для прогресса в этой области требуется качественное современное оборудование по доступной цене, которое, к сожалению, у нас не производится.  Подобное оборудование производится, например,  в Белоруссии. Недавно состоялась встреча, на которой наши белорусские коллеги предлагали ввести ввозные пошлины на оборудование для пластпереработки. Тогда бы они смогли продавать нашим предприятиям свои машины по конкурентоспособной цене. Но уровень их пластавтоматов уступает зарубежным. Так что одними изменениями тарифов ничего не добьешься, нужен комплекс мер.

— Но у нас есть государственная Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года…

— В мире нет ни одной программы, которая бы могла предусмотреть все нюансы. Сегодня у нас развивается крупнотоннажная химия, а импортируем мы изделия малотоннажной химии. Поэтому, несмотря на рост химпрома, остаются направления, которые выпадают из сферы внимания. У государства нет средств для их развития, а бизнес не готов к этому. Малотоннажное производство не всегда прибыльно. В советское время оно развивалось в рамках предприятий крупнотоннажной химии как обязательная составляющая.
Сегодня нет рычагов, которые заставляли бы крупные предприятия развивать малотоннажное производство — отсюда и возникают потребности в импорте. Это химия реактивов, добавки к полимерам. Этого продукта нужно немного – 100-200 тонн в год.

Другой аспект – химволокна и нити. Эта подотрасль у нас была прекрасно развита в советское время. Когда же рынок наводнила китайская продукция, то она пришла в упадок. Фактически сегодня осталось лишь производство корда для автошин.

— Сегодня для любой отрасли остро стоит вопрос рабочих кадров. Как он решается в химической промышленности?

— Отрасль стареет. Если раньше средний возраст химиков был 35-36 лет, то сегодня уже под 50. Когда-то у нас было больше 20 техникумов, сейчас их практически нет. Предприятия вынуждены самостоятельно обучать специалистов. Сегодня люди идут туда, где хорошие условия труда, соблюдается техника безопасности, есть достойная зарплата. Где работникам вредных химических производств гарантируют социальные привилегии и ранний уход на пенсию… Ситуация улучшается, но очень медленно.

— Что вы ждете от выставки "Химия-2016"?

— В нынешних сложных международных экономических и политических условиях значение выставки только возрастает. Она демонстрирует новейшие достижения и возможности химической промышленности и науки, без которых невозможно создание высокотехнологичной экономики.

Времена, когда на выставку приезжали покрасоваться, давно прошли. Теперь едут с практическими целями – получить заказы и коммерческий успех. Но, конечно, это и статус тоже. Компания должна быть известна, чтобы выходить на международный рынок. На любой выставке экспоненту важно продемонстрировать потенциальным клиентам преимущества сотрудничества с ним. Специалисты приходят на выставку и для того, чтобы увидеть что-то полезное для своего предприятия. Главное – это профессиональное общение. Обратите внимание на иностранных посетителей. Они собирают максимальное количество информации со всех стендов. Дома разберутся. Пока же нужно получить все новинки, которые есть на выставке.

С другой стороны, малые и средние предприятия не могут себе финансово позволить участвовать в выставке. Для них нужны специальные программы. Им есть что показать.

И еще. Выставке необходимо высокое государственное присутствие. Появление министра или его заместителя на выставке показывает, в первую очередь, заботу об отрасли, и, конечно, поднимает престиж самого мероприятия. Если министр получает информацию из первых рук, ему проще оценить программы развития отрасли и эффективнее распределять ресурсы.

— Центральным событием деловой программы "Химии-2016" станет 4-й Международный химический форум, организатором которого выступает ваш Союз. Какие вопросы вынесены на обсуждение?

— Выставка должна быть окружена множеством деловых мероприятий, которые развивают экспозицию. Круглые столы, семинары, форумы…  Где еще специалист может услышать мнения корифеев отрасли? Он получает знания и новые технологии из первых рук. Поэтому такой симбиоз выставки и форума, я считаю, обязателен.

Потребителям и поставщикам совместно с представителями профильных министерств предстоит обсудить на форуме комплекс мер стимулирования потребления и использования новых материалов. Значительное внимание по традиции будет уделено развитию отечественной нефтехимии, перспективам сырьевого обеспечения заявленных проектов, развитию спроса на полимеры. Каждый наш форум завершается принятием резолюции, которая направляется в правительство, профильные министерства. Отраслевики могут напрямую доносить свое мнение до людей, принимающих решения. Конечно, мы не рассчитываем на мгновенную реакцию. Но, как говорится, вода камень точит.

Оценить 1
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала