До конца августа в Тегеране на уровне замминистров иностранных дел пройдут российско-иранские консультации по ближневосточной тематике и ходу имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе ИРИ. Об этом, а также о ситуации с контрактом по С-300, перспективным сделкам в нефтегазовой сфере и о том, что мешает наплыву российских туристов в Иран, в интервью корреспонденту РИА Новости Полине Чернице рассказал посол России в Тегеране Леван Джагарян.
— Насколько интенсивно ведется двусторонняя работа РФ и Ирана по Сирии? Предоставляет ли Тегеран Москве собственные данные спецслужб о местах нахождения террористов?
— Тегеран не раз заявлял, что ориентация на Россию как на основного партнера является стратегическим выбором страны. Какие барьеры сняты для российских инвесторов?
— 23 ноября 2015 года в рамках участия в саммите ФСЭГ президент России Владимир Путин посетил Иран. Его встречи придали дополнительный импульс развитию двусторонних торгово-экономических отношений. Так, 23 декабря 2015 года в Тегеране в присутствии министра связи и информационных технологий Ирана Махмуда Ваэзи и первого заместителя председателя правительства России Игоря Шувалова было подписано соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций между ИРИ и РФ. Реализация соглашения и протокола к нему обеспечит российским и иранским инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды, будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Ждем ратификации этого документа иранским парламентом.
В настоящее время прорабатываются совместные проекты в нефтегазовой сфере, электроэнергетике и транспорте. Принято решение о предоставлении Россией Ирану двух государственных кредитов на сумму свыше 2 миллиардов евро для реализации проектов по строительству ТЭС в провинции Хормозган, а также электрификации железнодорожного участка Гармсар – Инче-Бурун на северо-востоке страны.
— Рассчитывает ли РФ на дальнейшее наращивание товарооборота с Ираном?
— Безусловно, дальнейшее наращивание товарооборота с Ираном является для Российской Федерации одним из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества, о чем предметно говорили Путин и Роухани в ходе своей недавней встречи в Баку 8 августа.
Уже сейчас наблюдается рост двустороннего товарооборота. Так, по итогам пяти месяцев 2016 года товарооборот между Россией и Ираном увеличился на 70,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составил 855,7 миллиона долларов США, в том числе экспорт из России в Иран увеличился на 91,5% и составил 697,4 миллиона долларов США, российский импорт из Ирана увеличился на 16% до 158,2 миллиона долларов США. Основной рост товарооборота был обеспечен за счет поставок электрических машин, средств наземного транспорта и оружия.
В целях увеличения взаимного товарооборота, а также увеличения контактов между российскими и иранскими компаниями активно осуществляется сотрудничество в выставочно-ярмарочной области. В частности, в декабре 2015 года состоялся визит министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова в Иран, была проведена представительная российская национальная промышленная выставка "Торгово-промышленный диалог: Россия — Иран". В ней приняло участие около 100 российских предприятий, представляющих такие отрасли промышленности, как авиастроение, судостроение, энергетика, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, металлургия и другие.
— Насколько успешно идет импорт сельхозпродукции, возможен ли еще рост в этом секторе и за счет какой продукции?
Начиная с конца 2015 года стали заключаться контракты на поставку из ИРИ в РФ креветок и сухого обезжиренного молока. Ранее данная продукция не импортировались из Ирана, а сейчас объемы ее поставок с каждым днем увеличиваются.
Рост в этом секторе однозначно возможен. В настоящее время Россельхознадзор рассматривает предложения иранской стороны относительно поставок форели и рыбных консервов в Российскую Федерацию, что, несомненно, положительно отразится на росте импорта иранской сельскохозяйственной продукции. Мы также заинтересованы в наращивании экспорта пшеницы в Иран.
— Увеличилось ли число российских компаний, работающих в Иране, за время, прошедшее с момента снятия санкций, или речь идет о восстановлении контактов между старыми партнерами?
Активизировал работу при поддержке АО "Газпромбанк" на рынке Ирана ПАО "Уралмашзавод". Совместно с Ассоциацией горнопромышленников Ирана (Iran Mine House) ведется работа по продвижению на горнорудные предприятия Ирана новой линейки экскаваторного и дробильно-размольного оборудования.
Российское сельхозмашиностроение в Иране представлено ассоциацией "Росагромаш", основной задачей которой является продвижение продукции российских производителей сельскохозяйственной техники. В частности, завод "Ростсельмаш" поставил несколько современных зерноуборочных комбайнов.
— Можете ли вы подтвердить информацию о том, что в конце сентября состоится визит в Иран главы "Лукойла" Вагита Алекперова?
— Визит господина Алекперова в Иран прорабатывается, однако информацией о конкретных датах мы на данный момент не располагаем. В сентябре прошлого года он уже побывал в Иране и у него состоялись достаточно полезные переговоры с министром нефти ИРИ Биджаном Зангане. Надеюсь, что этот диалог будет продолжен. Если говорить о конкретных проектах, то рассматривается возможность участия российской компании в двух месторождениях в районе города Ахваз.
— В ходе визита делегации ПАО "НК "Роснефть" во главе с Сечиным в апреле были проведены переговоры с руководством Штаба исполнения указов Имама, Национальной иранской нефтяной компании, а также министром нефти ИРИ Зангане о сотрудничестве в нефтегазовой и нефтехимической сферах. Стороны договорились о формировании списка совместных перспективных проектов с дальнейшей проработкой на уровне экспертов.
— Планируется ли подписать меморандумы с российскими компаниями по геологоразведке в Иране? Возможно ли создание консорциума российских компаний для разработки месторождений?
— Работа в этом направлении ведется. В частности, на полях 12-го заседания постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству был подписан ряд документов, в том числе соглашение о долгосрочном сотрудничестве по геологической разведке на водные ресурсы между АО "Росгеология" и министерством энергетики Исламской Республики Иран.
Кроме того, на стадии согласования находятся тексты меморандумов о взаимопонимании между ПАО "Газпром" и Национальной иранской газовой компанией, а также между ПАО "Газпром нефть" и Национальной иранской нефтяной компанией о сотрудничестве в области разработок нефтегазовых месторождений, в том числе проведения геологоразведочных работ.
Безусловно, создание консорциума российских компаний для разработки месторождений в Иране возможно. Каких-либо ограничений с точки зрения иранского законодательства на этот счет нет. Полагаю, что создание подобного консорциума будет зависеть от общих интересов компаний по определенному проекту. Насколько мне известно, в настоящее время на территории Ирана таких консорциумов нет.
— Посол Ирана в РФ Мехди Санаи ранее говорил, что Иран приветствует российские инвестиции в туристический сектор и строительство гостиниц. Проявляют ли российские компании интерес к Ирану? Можно ли предполагать, что это направление будет пользоваться спросом у россиян?
— Что касается туристического сектора, то здесь интерес в большей степени мы наблюдаем с иранской стороны к нашей стране. В прошлом году российские диппредставительства в Иране выдали около 35 тысяч виз иранским гражданам, большинство из которых были туристическими. Кроме того, Иран впервые вошел в топ-20 стран по количеству туристов, посетивших Россию. В феврале этого года в Тегеране был также открыт офис Visit Russia, занимающийся продвижением нашей страны как привлекательного направления для путешествий и деловых поездок. В церемонии открытия принимал участие глава Ростуризма Олег Сафонов.
На данный момент иранские авиакомпании осуществляют чартерные рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Как я сказал выше, в конце июля нынешнего года был также запущен регулярный рейс по маршруту Тегеран-Астрахань. Все это позволяет нам уже сейчас говорить о том, что прошлогодний рекорд по количеству иранских туристов, посетивших Россию, будет побит.
Российские туристы, конечно, также едут в Иран, однако их количество не велико. Причиной тому, на мой взгляд, являются некоторые ограничения, связанные с исламскими нормами в Иране. В первую очередь это касается соблюдения определенного дресс-кода, даже в курортных местах, раздельных пляжей для мужчин и женщин, а также действующего в стране "сухого закона".
Что же касается любителей истории, то для них Иран наверняка станет открытием. Могу лично порекомендовать посетить такие города, как Исфаган, Шираз и Йязд, известные сохранившимися в хорошем состоянии памятниками древней персидской цивилизации. Наряду с этим все популярнее среди наших граждан становится и горнолыжный туризм в Иране.
— Иранская сторона также заявляла о готовности облегчить визовый режим и даже о возможности отменить визы, если РФ пойдет на такой шаг. Ведутся ли сейчас переговоры по этой теме?
— В ходе визита президента России Владимира Путина в ноябре 2015 года в Тегеран среди подписанных двусторонних документов было также двустороннее межправсоглашение об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан РФ и ИРИ. Так, облегченный визовый режим уже сейчас действует в отношении предпринимателей, членов официальных делегаций, лиц, участвующих в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе в университетских и других образовательных программах. Речи об отмене визового режима между нашими сторонами пока не идет.
— Проявляет ли Иран интерес к поставкам новейших российских комплексов ПВО С-400? Может ли быть заключен новый контракт? Можно ли ожидать урегулирования всех оставшихся деталей процесса отзыва иска по непоставке комплексов С-300 в ближайшее время?
— Ожидаются ли в ближайшее время визиты делегаций из Ирана в РФ, в том числе министерства энергетики и иностранных дел? Планируется ли визит российских делегаций в Иран, в том числе по линии МИД?
Знаменательным событием для нас станет запланированный на ноябрь этого года визит в Иран председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко, проработкой которого сейчас занимается наше посольство.
Ориентировочно в декабре также должно состояться заседание Межправкомиссии (МПК) по торгово-экономическому сотрудничеству, российскую часть которой возглавляет министр энергетики России Новак. Принципиальное согласие на проведение этого мероприятия на иранской территории было достигнуто в ходе недавнего визита в Россию сопредседателя МПК со стороны ИРИ, министра связи и информационных технологий Ваэзи.