В интервью изданию Ukraina.ru бывший министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко заявил о готовности участвовать в отстранении от власти нынешнего политического режима – в том числе с применением силовых методов. Беседовал Захар Виноградов.
— Что для вас сейчас Украина и видите ли свое возвращение туда?
— И что вы им отвечаете?
— Я им отвечаю, что этот вопрос у меня из головы не выходит никогда. Я человек системный. Я привык принимать системные решения, и эти решения не могут приниматься вот так — по щелчку пальцев. Для того чтобы принять системное решение, необходимо пройти определенный путь. Кроме того, вы же знаете, что на Украине идут уголовные процессы в отношении меня, моих бывших подчиненных. Эти процессы были запущены фактически с первого дня, когда произошел государственный переворот. И тут же был объявлен его результат: Захарченко — преступник. То есть сами неконституционным способом захватили власть, растоптали конституцию, а обвиняют тех, кто это государство, закон и Конституцию защищал. И все их последующие действия, несмотря на то, что после они смогли как-то формально легализоваться, провести выборы и пр. — я, как юрист, не могу признать законными.
— Что из этого следует? Вы считаете допустимым силовой сценарий смещения нынешней нелегитимной власти?
Поскольку к власти пришли люди, которые незаконно ее захватили, они, естественно, законным образом эту власть не отдадут. Из этого следует, что на Украине в ближайшее время возможно развитие событий только путем каких-то конфликтов. Либо вооруженный конфликт разовьется на Донбассе и перекинется на остальную часть государства. Либо возникнут конфликты непосредственно на территории, так сказать, "континентальной" Украины. Либо произойдет конфликт внутри нынешней власти — а он уже назрел давно. И этот конфликт имеет все шансы развиться до степени очередного переворота. Для государства Украина любой из перечисленных неизбежных конфликтов будет иметь самые печальные последствия.
— То есть внешние игроки сейчас уже заинтересованы в дроблении Украины? США, ЕС, Германия, Франция, Россия? Кто из них в этом заинтересован?
— Все. Вот вообще все.
— Да, конечно, а как же иначе. Конечно, все до последнего будут говорить: "Нет, мы не хотим". Но у каждого есть свои интересы и претензии. Смотрите, в чем еще проблема. Ведь сегодня, если с экономической точки посмотреть на Украину — масса займов, масса денег влита, возвращать непонятно чем, денег нет. Есть только территория, земля. О ней и пойдет речь. Или вы думаете, те, кто дает кредиты государству-банкроту, филантропы?
— То есть для того, чтобы сохранить единство Украины, нужны быстрая перемена власти и решительные действия. Это предполагает, скорее всего, все-таки силовой сценарий. А как насчет выборов? Рейтинги власти падают…
— Очень правильный вопрос, который требует подробного объяснения. К слову, я об этом подробно писал в своей книге "Кровавый евромайдан — преступление века". Начнем с выборов. Может ли смениться власть путем выборов? Конечно. Но вот только условного Порошенко сменит, предположим, Тимошенко или Турчинов. Это всего лишь смена персоналий при той же националистической антироссийской идеологии. В результате вектор развития Украины не поменяется. Соответственно, все беды, что сегодня преследуют нашу страну, останутся. Выборы сегодня на Украине возможны только между правыми и ультраправыми, других на политическом поле нет, их зачистили или физически уничтожили.
И вот как эта фракция в Верховной раде сможет повлиять на ситуацию? Они, что, восстановят жизненно важные для Украины экономические отношения с Российской Федерацией? Они возродят военно-промышленный комплекс? И снова по Украине газ запустят? Простой ответ: ничего не произойдет. Понимаете? Ни-че-го. Это — самообман. Это рассказ в пользу бедных.
Отвечу на ваш вопрос так: я готов участвовать в восстановлении на Украине конституционного порядка. В том числе и с применением необходимых и оправданных для этого силовых методов.
А я как человек, умеющий и знающий, как нужно наладить государственные механизмы, готов принимать участие в таком строительстве. Мне неоднократно задавали вопрос: чего вы там не объединитесь? Но встречный вопрос: вокруг чего объединиться? Я всегда это говорил и сейчас говорю: объединить может только идея. Важно, вокруг какой идеи мы объединимся. На мой взгляд, такой идеей может стать новая Украина, ориентированная на славянское единство.
— Ну, есть разные формы объединения. Есть форма объединения под названием "фронт", когда люди объединяются не за что-то, а против чего-то.
Все же видят сегодня, жизнь становится все хуже, 9 миллионов семей — больше половины населения — нуждаются в субсидии по бедности. Но в общественной жизни Украины пока ничего не происходит, никто не объединяется, не происходит каких-то возмущений народа. И мы не можем требовать от них вооруженной борьбы. Для этого должна существовать система проведения переворотов, технология майданов наоборот. Но, прежде всего, должно прийти осознание необходимости перемен.
Полную версию интервью читайте на сайте Ukraina.ru