Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
31 июля – 1 августа в ходе учений Стратегического командования США американские бомбардировщики В-52 облетели арктическое побережье России.
По заявлению Стратегического командования воздушных сил НАТО, американские бомбардировщики показали "гибкость и точность возможности дальнего глобального удара", а учения Polar Roar нацелены на укрепление оперативного взаимодействия между экипажами бомбардировщиков ключевых союзников.
Один В-52 с авиабазы "Барксдейл" (штат Луизиана) действовал в районе Балтийского моря в совместных с авиацией союзников по НАТО операциях по отработке перехвата стратегических бомбардировщиков условного противника (в том числе над западной частью Эстонии). Кроме того, два стратегических бомбардировщика "Стелс" В-2, вылетевших с авиабазы "Уайтмен" (штат Миссури), совершили полет над Тихим океаном и провели учебное бомбометание на прибрежном полигоне на Аляске.
Американские стратегические бомбардировщики приближались к территории России на расстояние в 70-150 км, то есть заходили в воздушное пространство над российской экономической зоной в Арктике. При этом внимание к России американцы не афишировали – официально сообщили лишь о перелете В-52 с авиабазы "Майнот" в штате Северная Дакота до Северного полюса, затем до Аляски и обратно на базу.
В ходе учений стратегические бомбардировщики провели в воздухе без посадки по 20 часов, осуществили 26 дозаправок в воздухе с использованием 15 летающих танкеров КС-135 и 10 КС-10.
Задачи и цели
Для дальнего глобального удара В-52 не надо подходить к территории России на 150 км, ведь рубеж пуска крылатых ракет находится как минимум за 800 км от российских границ. Вероятно, это было сближение для изучения возможностей новых военных баз в российской Арктике. Впрочем, эта причина не единственная.
Учения Polar Roar стали демонстрацией стратегии противостояния времен холодной войны, когда наши истребители МиГ-31 готовились к встрече бомбардировщиков B-52 над Северным Ледовитым океаном.
Впрочем, взгляды военного руководства США на роль стратегической бомбардировочной авиации (СБА) в современной войне меняются. Сегодня, оставаясь одним из главных элементов ядерного сдерживания, "стратеги" В-52 на многое способны и в ограниченных военных конфликтах.
Основные задачи стратегической бомбардировочной авиации (СБА) таковы. Нанесение ударов по объектам в любой точке планеты (в том числе по мобильным целям). В случае боевых действий на территории третьего государства – воспрепятствование захвату противником ключевых объектов инфраструктуры (аэродромов, портов) и создание благоприятных условий для переброски и развертывания сил общего назначения. Поддержка с воздуха и ведение боевых действий в составе экспедиционных формирований.
Цели стратегической авиации: группировки войск противника, командные пункты, средства ПВО, склады боеприпасов, объекты промышленности, энергетики и транспортные узлы. Кроме нанесения ударов по противнику, СБА решает задачи радиоэлектронной борьбы (РЭБ), воздушной разведки и постановки минных заграждений (в море).
Американское командование считает более предпочтительным нанесение ударов высокоточными ядерными боеприпасами небольшой мощности – для психологического воздействия на противника без нежелательных сопутствующих потерь и разрешения конфликтной ситуации политическим путем на выгодных для США условиях.
Стратегические бомбардировщики В-52 неоднократно совершали полеты вблизи российских границ. В июне B-52 произвели постановку морских мин в ходе учений НАТО Baltops-2016 и Saber Strike.
Дорого и сердито
В ходе войны в Персидском заливе (1990-1991) действовали 70 бомбардировщиков B-52, один из которых был сбит.
"Удар в пустыне" (1996) – военная операция с целью продемонстрировать решимость защитить мятежные курдские и шиитские территории от режима Саддама Хусейна, в которой участвовали два B-52 (выпустили 13 ракет по электростанциям и узлам связи в Багдаде).
"Союзная сила" (1999) – военная операция НАТО против Югославии, в которой впервые применили бомбардировщики B-2 "Спирит". При этом базировались они на авиабазе "Уайтмен", совершали беспосадочные перелеты из США до территории Югославии, сбрасывали высокоточные бомбы и возвращались обратно.
В ходе операции НАТО в Афганистане (с 2001 года) все воздушные удары по объектам талибов в начальный период наносили бомбардировщики стратегической авиации. Применялись высокоточные боеприпасы и самые мощные на то время неядерные авиабомбы в мире BLU-82 "Дэйзикаттер" (для уничтожения противника в подземных убежищах).
В период проведения операции "Свобода Ираку" (2003) бомбардировщики B-52 выпустили по Ираку 100 крылатых ракет.
Крепкий старик
Стратегический бомбардировщик В-52Н "Стратофортресс" разработан компанией Boeing и принят на вооружение в 1961 году. Поставки в войска завершены в конце 1962-го. Всего произведено 102 самолета.
Сегодня на вооружении находятся более 70 машин, четыре привлекаются для испытаний и НИОКР, 13 находятся на складском хранении. Средний срок эксплуатации В-52 – более 45 лет, назначенный ресурс составляет 34800 часов, средний налет на самолет 18000-19000 часов. Расчетный срок эксплуатации самолета до 2030-2044 годов.
Перевод В-52 в ядерный или неядерный статус не требует доработок либо изменений конструкции узлов подвески боеприпасов. Самолеты В-52 несут до 20 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности (как в ядерном, так и в неядерном оснащении).
Стратегические бомбардировщики максимально приспособлены к ведению боевых действий с применением обычного оружия в интересах сил общего назначения. Для расширения возможностей эти самолеты оснащают новейшими системами высокоточного оружия, средствами наблюдения и РЭБ.
В то время как Москва приглашает мирно решать проблемы Европы, и военные наблюдатели Украины, Германии и Швеции пролетят над Россией в рамках Договора по открытому небу, европейцы тихо готовятся к войне с Россией. А подготовка США, благодаря полетам В-52, выглядит гораздо заметнее.