6 августа в России отмечается День железнодорожных войск РФ. Впервые этот праздник был установлен указом президента РФ от 19 июля 1996 года "Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации".
В настоящее время отмечается как памятный день в соответствии с указом от 18 июля 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Железнодорожные войска – специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок.
Железнодорожные войска России ведут отсчет своей истории от 6 августа 1851 года, когда император Николай I на завершающем этапе строительства Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. В соответствии с этим положением и были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги.
В 1877-1878 годах, в ходе русско-турецкой войны, военные железнодорожники обеспечили непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими железнодорожному участку Бендеры – Галац.
Важную роль железнодорожные войска сыграли в ходе Первой мировой войны, за период которой они построили около 300 километров ширококолейных железных дорог и до четырех тысяч километров узкоколейных, восстановили более 4,6 тысячи километров путей.
Датой создания железнодорожных войск в Красной Армии считается 5 октября 1918 года, когда приказом главнокомандующего ВС республики было объявлено об их формировании.
В мирные годы военные железнодорожники выполняли работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог. Весом их вклад в победоносное завершение Великой Отечественной войны. Железнодорожные части и соединения особенно отличились при обороне Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), в битвах под Сталинградом (ныне Волгоград) и на Курской дуге, во время стратегических операций фронтов на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике, в странах Восточной Европы и Германии.
Выполняя поставленные задачи в тяжелых, чаще всего боевых условиях, они восстановили около 120 тысяч километров путей, более 15 тысяч мостов, построили свыше десяти тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов мин и фугасов.
После окончания Великой Отечественной войны железнодорожные войска активно участвовали в восстановлении и реконструкции разрушенных железных дорог, строительстве новых железнодорожных магистралей. Наиболее значительными из них являются линии Кизел — Пермь, Усть-Каменогорск — Зыряновск, Абакан — Тайшет, Ивдель — Обь, Тюмень — Сургут, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль. Каждый девятый километр железных дорог в Советском Союзе был электрифицирован военными железнодорожниками.
Подразделения войск неоднократно привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.
С 1991 по 2005 год железнодорожные войска входили в силовую компоненту государства, находясь вне численности Вооруженных Сил РФ. В сентябре 1995 года указом президента РФ была создана Федеральная служба железнодорожных войск РФ. Эта управленческая структура существовала до интеграции железнодорожных войск в состав ВС России, которая состоялась в 2005 году.
27 ноября 2010 года приказом министра обороны РФ было утверждено Положение о Главном управлении начальника железнодорожных войск.
Современные железнодорожные войска по организационно-штатной структуре состоят из Главного управления железнодорожных войск и управлений железнодорожных войск военных округов. В железнодорожных войсках находятся отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности и части центрального подчинения.
Начальник Главного управления железнодорожных войск — генерал-лейтенант Олег Косенков.
На сегодняшнем этапе развития Вооруженных Сил Главное управление начальника железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (МТО ВС РФ).
Как и все вооруженные силы, Железнодорожные войска совершенствуются, активно идет перевооружение в соответствии с Гособоронзаказом. До 2020 года на вооружении войск должно быть до 75% новой техники.
Целью совершенствования железнодорожных войск до 2020 года является придание им инновационного облика, удовлетворяющего потребностям обеспечения вооруженной защиты национальных интересов государства, соответствующего его экономическим и мобилизационным возможностям, в общей структуре военной организации государства.
В 2016 году в железнодорожные соединения поступит 68 единиц специальной техники, а около 100 единиц пройдут сервисное обслуживание.
В 2015 году железнодорожные войска в рамках совершенствования инфраструктуры отремонтировали железнодорожные пути необщего пользования Минобороны России на 60 объектах общей протяженностью 87 километров, а также выполнили задачи по обвалованию более 100 объектов хранения боеприпасов на арсеналах Минобороны России.
В 2016 году Минобороны России продолжит выполнять задачи по строительству железнодорожного участка двухпутной электрифицированной железной дороги Журавка — Миллерово на участке с 31 по 57 километр.
Дорога должна соединить Воронежскую и Ростовскую области и разгрузить уже существующую магистраль. Заказчиком строительства магистрали является ОАО "РЖД". Железнодорожные войска выполняют работы на одном из участков, другие участки строят гражданские организации. Строительство новой железнодорожной ветки в обход территории Украины — уникальный пример сотрудничества железнодорожных войск России и ОАО "РЖД".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников