Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"
Москвичи критикуют масштабную реконструкцию в центре города, которая, безусловно, создает неудобства. Помимо перерытых улиц и пыли под ногами, нарекания, и совершенно справедливо, вызывают неровно положенная плитка и ливневые стоки, которые либо отсутствуют на обновленных тротуарах, либо не справляются с потоком дождевой воды.
Соцсети вопиют: как можно было устроить в городе осадное положение в редкие теплые месяцы, когда по Москве хочется именно гулять?
Не отстает и профессиональное сообщество. Архитектор Евгений Асс пеняет властям на то, что подобные масштабные проекты нужно согласовывать не только с общественностью, но и с широким кругом экспертов. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин пророчествует ухудшение и без того непростой транспортной ситуации в центре.
Однако, как это ни удивительно для противников реконструкции, есть пять убедительных причин, почему эти работы – благо, а не проклятье.
1. Камень преткновения
Ходить по городу должно быть удобно. Это аксиома. По городу, где одновременно перекопали и перегородили зелеными заборами десятки центральных улиц, ходить неудобно. Это факт. Но, пробираясь через строительные баррикады и ругая столичные власти на чем свет стоит, мы все дружно забываем, зачем всё это делается.
Московская застройка исторически хаотична. Но в последние десятилетия город лишился и зелени. В тех районах, где реконструкция уже завершена, москвичи обнаружили, что гулять по благоустроенным пешеходным зонам гораздо приятнее, чем лавировать между рекламными щитами, ларьками, проводами и припаркованными прямо на бордюре машинами.
Но одна-две облагороженные улицы в год не изменят ситуацию во всем городе. Для серьезных подвижек в обозримые сроки нужны масштабные шаги, что и делают сейчас столичные власти. В ближайшие месяцы будет неудобно, но через пару лет обновленная Москва скажет "спасибо".
2. Что пешеходу хорошо, то автомобилисту…тоже хорошо?
Проект "Моя улица" в первую очередь негативно восприняли водители. Акцент на пешеходное пространство в центре становится всё более явным. Недавно открывшаяся после реконструкции Тверская – наглядный тому пример. Число автомобильных полос на главной столичной улице сократили, тротуары расширили до трех метров.
Автовладельцы жалуются, что их выживают из центра, и это действительно так. Столичные власти никогда не скрывали, что одна из их главных задач – сделать так, чтобы Москва "спешилась". При кольцевой планировке города избежать транспортного коллапса в 12-миллионном мегаполисе без введения платного въезда в центр можно только одним способом: сделав долю пешехода более заманчивой, чем удел автомобилиста.
Привычка бросать машину где попало уже уходит в прошлое, благодаря платным парковкам. Следующий шаг – заставить горожан вспомнить, что перемещаться пешком на короткие расстояния – нормальная практика. А когда мы научимся ходить с работы в музей, а из театра в кафе – угадайте, что произойдет? На дорогах станет свободнее. Это ли не забота об интересах водителей?
3. Золотая миля
Помимо неудобства передвижения, многих волнует "цена вопроса". В непростые экономические времена тратить огромные суммы (с 2015 до 2018 года на благоустройство Москвы планируется потратить 123 млрд рублей) на то, что у нас под ногами, кажется, неразумным. Неизбежно возникают разговоры о коррупционной составляющей.
Это история не о конкуренции Москвы с провинцией, а о том, чтобы сделать столицу городом, который будет вызывать восхищение туристов и гордость всей страны.
4. Центробежная сила
Другой вопрос, что в самой Москве достаточно районов, которые нуждаются в благоустройстве сильнее, чем та же Тверская. Даже те, кто в целом поддерживают реконструкцию улиц, как архитектор и руководитель бюро "Проект Меганом" Юрий Григорян, укоряют городские власти в создании культа центра. В ответ можно снова привести транспортный аргумент. Всё же больше всего от пробок страдает центр, и вполне логично, что его стремятся разгрузить в первую очередь.
Однако тут скорее действует психологический фактор, нежели холодный расчет. Центр всегда был местом, куда горожане приезжали приятно провести выходной. Меняя центр, градостроители хотят поменять сознание москвича, независимо от его ареала обитания. И возможно, когда волна реконструкции дойдет до так называемых спальных районов, жители уже не воспримут ее в штыки.
5. Не первый среди равных
Москве, как мировому центру туризма и бизнеса, часто ставят в пример западные столицы. Но те, кто сегодня жалуются в соцсетях, что нигде за рубежом "не видели такого безобразия", либо лукавят, либо не отличаются хорошей памятью. За последние 20 лет на наших глазах подобным образом были реконструированы Елисейские поля и Таймс-сквер, набережные Мадрида и территория вокруг Акрополя.
Так почему же в Нью-Йорке или Париже мы с удовольствием наматываем километры по центру, сидим на широких уличных верандах и спокойно воспринимаем, что свободное парковочное место днем с огнем не сыщешь, а в Москве то же самое вызывает протест? И дело тут не в разнице менталитетов и многовековых традициях. Москва была и остается одним из красивейших мегаполисов с уникальных городским рисунком. Глупо отказываться от того, что поможет лишний раз это подчеркнуть.