МОСКВА, 4 авг — РИА Новости. Инновационную систему выявления утечек воздуха, которая впоследствии сможет работать на любых космических кораблях и орбитальных станциях, испытают на Международной космической станции (МКС), сообщил в четверг холдинг "Российские космические системы".
"В ходе космического эксперимента "Экспресс", который будет проводиться на борту Международной космической станции, планируется отработать методы поиска мест утечки воздушной среды из гермоотсеков МКС при помощи инновационной научной аппаратуры "БАР-ARM", — говорится в сообщении.
Отмечается, что утечка кислорода из обитаемого пространства на космическом корабле или станции является одним из факторов риска при проведении экспедиций в космосе. Ее выявление или предупреждение на самых ранних стадиях — приоритетная задача, над которой сегодня работают все космические державы. Прежде всего это касается малейших утечек, отслеживать появление которых даже на нынешнем уровне технологического развития крайне сложно.
"Подбор эффективного целевого состава аппаратуры и отработка алгоритмов ее применения позволит нам создать для безопасности космонавтов универсальную систему, которая впоследствии сможет работать на любых пилотируемых космических кораблях и обитаемых станциях. Такая система потребуется также при реализации программ освоения Луны и создании на спутнике Земли обитаемой станции", — пояснил главный конструктор по направлению электрофизических измерений АО "НПО ИТ" Николай Пушкин, чьи слова приводятся в сообщении.
Научная аппаратура "БАР-ARM" состоит из оптико-электронного блока, пульта контроля и управления, а также бортового ноутбука, на экране которого отображаются показания датчиков и изображения, полученные с помощью оптических и электрофизических приборов. Оптико-электронный блок является внекорабельной частью комплекса и предназначен для выявления различных эффектов и аномалий, происходящих на внешней поверхности при разгерметизации станции: изменение давления собственной внешней атмосферы МКС, изменение температурного поля внешней поверхности, свечение газов и паров воды в ультрафиолетовом диапазоне и изменение напряженности электрического поля.
За бортом процесс поиска и сканирования осуществляется с помощью специального манипулятора. Информация поступает на борт, где программно-аппаратный комплекс ее визуализирует. Оператор контролирует процесс поиска и управляет манипулятором.
Отдельные части научной аппаратуры прошли заводские межведомственные испытания, подтвердив работоспособность, подчеркивается в сообщении.