МОСКВА, 3 авг. Наталья Дембинская, обозреватель МИА "Россия сегодня". Коррупция для России уже не проблема, а огромная беда, накрывшая страну. Удастся ли покончить с ней в ближайшие годы? Вряд ли. Масштабы бедствия от региона к региону разнятся: в тройке наиболее коррумпированных оказались Курская область, Республика Удмуртия и Астраханская область. Это подсчеты Генпрокураторы, озвученные в докладе об итогах работы органов прокуратуры в первом полугодии 2016.
По данным прокурорской статистики, Курская область - рекордсмен по числу зарегистрированных преступлений, связанных с коррупцией (статьи 290, 291, 291.1 УК РФ). Динамику роста коррупционных преступлений в регионе в ведомстве оценили в 189% по сравнению с прошлым годом. В Удмуртии она превысила 113%. В замыкающей тройку лидеров Астраханской области прокуроры насчитали 74 коррупционных преступлений против 36 прошлогодних (+105%).
А вот в Камчатском крае, в Архангельской и Смоленской областях, число коррупционных правонарушений снизилось. В целом по стране Генпрокуратуре насчитали свыше 21 тыс. коррупционных преступлений – на 2% больше, чем в прошлом году.
В Генпрокуратуре, впрочем, отметили: данные по росту преступлений в Курской области отражают активизацию работы оперативных служб правоохранительных органов, а не реальную ситуацию с коррупцией в регионе.
Низовой уровень
Прокурорский рейтинг нельзя считать объективным, так как он содержит лишь часть информации. В нем нет, например, данных ни об объемах хищений, ни об объемах взяток.
"Скорее всего, рейтинг учитывает низовую коррупцию – такие уголовные дела о получении/даче взяток заводят на учителей, врачей, и так далее. Вполне возможно, что по таким показателям озвученные Генпрокураторой регионы действительно впереди", — рассуждает юрист Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Денис Примаков.
На то, что составители подобной статистики зачастую основываются именно на объемах низовой коррупции, указывает и председатель правления Общероссийской общественной организации "Безопасное Отечество", член экспертного совета комитета по безопасности и противодействия коррупции Госдумы РФ Дмитрий Жирков. Но, по его словам, помимо сухих цифр, есть еще куча проблем, связанных c государственным заказом, с интересами госкорпораций, таких, как "Газпром", "Роснефть", "Русгидро", отмечает он.
Отсутствие полной картины
Как пояснил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, при составлении подобных рейтингов учитывается несколько факторов, включая рейтинг восприятия коррупции ("то, как граждане определенного региона воспринимают коррупцию"). По мнению Кабанова, зачастую этот рейтинг повышается при появлении большого количества информации об уголовных делах. Второй составляющей коррупционного рейтинга является фактический показатель (реализация требований антикоррупционного законодательства, требования реализации национального плана).
"Соответственно, это некий консенсус (указанных показателей). С ним можно соглашаться, с ним можно работать, но при этом с позиции коррупции, как рентного бизнеса, он, конечно, не дает полную картину", — заявил Кабанов.
Интересно, что в топе регионов-взяточников не значится столица. Юрист Transparency указывает на одну из возможных причин: в столице объемы низовой коррупции меньше чем, в регионах. "Все-таки учителя здесь гораздо меньше берут взятки, это благополучный регион", — отмечает Примаков. А вот латентная, или завуалированная, коррупция здесь значительно выше, а она в рейтинге, по его мнению, явно не учитывается.
Латентная коррупция, Москва и Кавказ
Москву, на которой завязаны почти все субъекты экономической деятельности, по уровню коррумпированности эксперты уверенно ставят на первое место.
"Это финансовый центр государства. Там, где финансы сталкиваются с государственными интересами, там всегда получается коррупция, причем та, которая доходит до высших эшелонов власти", указывают в Transparency.
В латентной коррупции в дело вступают политические мотивы.
"Хотя, конечно, даже исходя из численности населения – в Москве более 10 млн человек, рядовых дел о коррупции низового уровня и должно быть гораздо больше, чем в той же Курской области. Это тоже вопрос к составителям рейтинга, — рассуждает Примаков.
"Москва - на одном из первых мест, здесь крутятся самые большие деньги в стране, здесь самые большие объемы взяток, и аппетиты чиновников соответствующие", — добавляет Жирков.
Столица больше подвержена риску возникновения коррупции по сравнению с другими российскими регионами, так как здесь — крупные проекты и большое количество денежных средств, считает Кабанов. К наиболее подверженным риску коррупции регионам эксперт отнес также Санкт-Петербург и регионы, "где есть большие целевые программы".
По мнению Жиркова, не стоит забывать и о регионах Кавказа — там тоже не все так хорошо, как у них на бумаге. "В нашем рейтинге Чеченская республика на первом месте по непрозрачности госзакупок. А сейчас, с учетом кризиса, это, наверное, одно из последних мест, где есть деньги – по крайней мере, для предпринимателей", — отметил он.
Кто следующий
В последнее время, едва успеет отгреметь одно коррупционное дело, его сразу же сменяет другое. Значит, борьба идет.
"Смотрите, какая сейчас волна крупных чиновников, которых обвинили в коррупции – в первую очередь, губернаторы. Что говорить, если один из высших руководителей Следственного комитет (замглавы управления Следственного комитета РФ по Москве Денис Никандров — Ред.) брал взятки в миллионы долларов", — говорит Жирков.
В конце июня Следователи СК поймали с поличным экс-губернатора Кировской области Никиту Белых в одном из ресторанов Москвы. Следствие полагает, что Белых лично и через посредника получил взятки на €400 тыс. Сейчас он находится под стражей в столичном СИЗО "Лефортово", его обвиняют в получении взятки в особо крупном размере.
Трех высокопоставленных офицеров Следственного комитета — главу управления собственной безопасности ведомства Михаила Максименко, его заместителя Александра Ламонова и замначальника столичного главка Дениса Никандрова, — арестовали в конце июля. Никандрова и двух руководителей подозревают в получении взятки в €500 тыс. за освобождение из-под стражи криминального авторитета Александра Кочуйкова, известного в криминальных кругах как Итальянец, приближенный "вора в законе" Шакро Молодого.
Ярославская область в списке коррумпированных регионов не упоминалась. Но 3 августа мэр Ярославля Евгений Урлашов получил 12 с половиной лет колонии строгого режима. Ему выписали и штраф – 60 млн рублей. Мэра обвинили в получении взяток от предпринимателей. Уголовное дело мэра Ярославля стало одним из наиболее громких в России. Чиновника задержали в июле 2013 года. Свою вину Урлашов в суде не признал.