Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов:
Следует прежде всего засвидетельствовать, что таинство крещения имеет неизгладимый характер, и крещеный человек некрещеным стать уже не может.
Возможно другое. Существуют те или иные тяжкие грехи, которые фактически и юридически поставляют человека вне церковной ограды. По сути каждый смертный грех — до того момента, пока человек в нем не раскаялся и не получит его отпущение в таинстве исповеди — поставляет человека вне Церкви. Слова священника во время исповеди звучат так: "Примири и соедини его святей Твоей Церкви".
Бывают такие грехи, о которых свидетельствуется и публично — отлучением того или иного человека от Церкви. Существует постановление высшей церковной власти, которое говорит о том, что этот человек, бывший когда-то христианином, системой своих взглядов, мировоззрением, или своими поступками публично свидетельствует, что он христианином не является. Долг Церкви в таком случае — назвать вещи своими именами.
Например, что граф Лев Николаевич Толстой имел такую систему взглядов, которая никак не может быть названа православным христианством. Но даже отлученный таким образом человек может покаяться и воссоединиться с Церковью.
Юридическое отлучение оглашается публично для того, чтобы не умножался соблазн, когда известность человека или его влияние на окружающий мир таково, что Церковь должна засвидетельствовать о его к ней непринадлежности.
В истории древней Церкви таковыми были Арий, Несторий, Македоний, представители платонизма. В истории Русской церкви это относилось а людям, которые совершали государственные преступления — были отлучены, например, Емельян Пугачев и гетман Мазепа.
В новейшей истории к числу отлученных от Церкви принадлежит глава украинского раскола бывший митрополит Киевский Филарет Денисенко.