Несмотря на то, что Первая мировая война шла уже в течение двух лет, и в России практически все производство работало на нужды фронта, 2 августа 1916 года в Тюфелевой роще (нынешний Южный округ столицы) состоялась закладка первого в России автозавода, названного АМО (Автомобильное Московское Общество). Через одиннадцать месяцев должны были изготовить 150 грузовиков.
Октябрьская революция и последовавшие за ней события не позволили этим планам осуществиться.
15 августа 1918 года все имущество АМО объявлено собственностью Республики.
Успешные испытания позволили начать серийное производство первого советского грузовика АМО-Ф-15.
В 1927 году руководителем Государственного автомобильного завода (ГАЗ-1) — бывшего АМО — назначен Иван Лихачев.
Закупленный по лицензии американский грузовик "Аутокар-5С", после существенной модернизации, получил официальное название ЗИС-5 (завод уже носил имя Сталина).
Конвейерная сборка советских лимузинов ЗИС-101 началась с января 1937 года. Однако основная продукция тех лет — грузовики ЗИС-6 и ЗИС-21, автобусы ЗИС-8 и ЗИС-16.
15 октября 1941 года завод был по частям эвакуирован. Уже в июне 1942 столичное производство возрождается. За годы войны ЗИС выпустил около 100 тысяч грузовиков, тягачей и санитарных машин. Первым автомобилем-носителем ракетной установки залпового огня – легендарной "Катюши" — стал четырехтонный ЗИС-6.
В сентябре 1942 года начаты работы по созданию нового лимузина высшего класса ЗИС-110. Машина получилась на уровне лучших мировых образцов.
С 1947 в течение десяти лет ЗИЛ (в 1956 он стал называться заводом имени Лихачева) выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150, но через десять лет он исчерпал свои возможности.
В 1963 году начался выпуск нового грузовика — ЗИЛ-130.
Заводские конструкторы вели разработки и бескапотных машин. ЗИЛ-170 даже прошел испытания, но всю документацию передали КАМАЗу.
В 1967 появляется ЗИЛ-114, ставший эталоном советского представительского автомобиля.
В 1976 году завод попал в "ловушку". Попытки создания новых моделей потребовали немалых вложений. В сентябре 1992 производственное объединение ЗИЛ приватизировано, но средств на реанимирование завода явно не хватило.
В 2015 году большинство цехов демонтированы.
Автомобильный гигант с 1924 по 2009 годы произвёл 7 миллионов 870 тысяч 89 грузовых автомобилей, 12 тысяч 148 легковых и 39 тысяч 536 автобусов.