Рейтинг@Mail.ru
Схиархимандрит Серафим: выходя на сцену, я молюсь за всех нас - РИА Новости, 01.08.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Схиархимандрит Серафим: выходя на сцену, я молюсь за всех нас

© Фото : фото предоставлено организаторами фестиваля "Просветитель"Схиархимандрит Серафима (Бит-Хариби) исполняет молитву на арамейском языке на фестивале "Просветитель" на Валааме
Схиархимандрит Серафима (Бит-Хариби) исполняет молитву на арамейском языке на фестивале Просветитель на Валааме
Читать ria.ru в
Дзен
Он стать Участник Второго Международного фестиваля православного пения "Просветитель" схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби), который известен тем, что служит литургию на арамейском языке - том самом,на котором говорил Христос - поделился с корреспондентом РИА Новости своими мыслями о молитве, гаджетах и терроризме.

Когда-то он был знаменитым спортсменом Грузии по восточной борьбе и обладателем черного пояса тхэквондо. Сейчас его жизнь — маленький монастырь в ассирийском селе Канда в 25 километрах от Тбилиси. Послушать схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби) приезжают со всего мира. Он известен тем, что служит литургию на арамейском языке — том самом, уже "мертвом" языке, на котором говорил Христос. Не имея музыкального образования, запоминая музыку на слух, не читая нот, он также играет на фортепиано и гитаре.

По признанию схиархимандрита Серафима, из монастыря он практически не выезжает. Но с "пламенем в сердце", по его словам, откликнулся на приглашение стать участником Второго Международного фестиваля православного пения "Просветитель", которое прислал ему наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Фестиваль прошел в конце июля на Валааме, где корреспондент РИА Новости Юлия Чичерина и встретилась с гостем из Грузии.

- Отец Серафим, перед выступлениями вы не репетируете. Бывают ли переживания и волнения на сцене?

—  Выходя на сцену, видя лица людей, я не пою, а молюсь за всех нас. Это подобно тому, как пророк Давид писал Псалтирь, — в это время он играл и пел, воспевая каждую строчку молитвы. Мое выступление на фестивале подобно утренней молитве в нашем монастыре, когда чтец читает, и я возношу молитвы.

-  А какая жизнь была у вас до монастыря?

— Я родом из Тбилиси, но мои корни тесно переплетены с Россией, которую я считаю своим вторым домом. Во время репрессий ассирийцев ссылали в Сибирь. Мои родственники попали в Томск, там и родился мой отец. Мама — из Грузии. Среднюю школу закончил в Тюмени, до этого год  прожил в Москве у своей тети. Москва — удивительный город, который мне очень понравился. Из-за любви к  Александру Беляеву родители называли меня "Ихтиандром".

Одним из главных моих увлечений был спорт. Занимался тхэквондо ИТФ — одним из видов искусства самообороны без оружия. Был четырехкратным чемпионом Грузии и обладателем третьего дана по тхэквондо, а также обладателем третьего дана по косики (каратэ). Победил на чемпионате Закавказского округа по тхэквондо. Был совершенно современным молодым человеком, дружил с девушками… Но все в жизни меняется, поменялся и я.

- И что же изменило вашу жизнь?

— Встреча в Киеве с монахиней Ксенией. Как-то приехал на Украину и прогуливался по Ботаническому саду, на территории которого стоит Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Опираясь на две палочки, навстречу мне шла старая монахиня. Она остановилась и сказала: "Благослови меня, отец Серафим". Я не понял, что она обращается ко мне и, думая, что за мной идет священнослужитель, хотел было пройти мимо. Тогда она ударила меня палкой по голове. От боли я даже присел. Мать Ксения предсказала мне мой путь: я должен молиться за свой род и свой народ. Эта история перевернула всю мою жизнь.

- Встретиться с вами за пределами монастыря села Канда довольно сложно…

—  Более двадцати лет я не выезжал из Грузии. За все это время покинул стены монастыря лишь однажды, когда скончался мой духовник — схииеромонах Амфилохий (Трубчанинов), который был духовным чадом старца Серафима (Тяпочкина). Впрочем, когда-то матушка Ксения мне предсказала путь в Россию на Валаам. И получив приглашение епископа Панкратия, я с радостью принял его. Не скрою, мечтал о возможности посетить Россию, за которую молюсь и которую считаю очень близкой и родной нам страной. Мои же певчие, напротив, очень много выезжают и участвуют в различных конкурсах.

- За время пребывания на Валааме вас можно было увидеть только во время молитвы со сцены. Вы затворник?

— Затворник — это очень громко сказано. Какое может быть затворничество в XXI веке? Можно жить и в миру, и в сердце твоем будет слышна молитва как щебетание птиц. А можно — в монастыре, в "затворе", но в сердце будут суета и мирские проблемы. Поэтому слово "затворник" — слишком глубокое и ответственное.

На Валааме сгорела гостиница, и всех участников фестиваля расположили на корабле в каютах. За все это время я покинул свою келью всего четыре раза — дважды для выступления и дважды, когда ходил в ближайший от корабля скит, чтобы помолиться. Я не затворник, но беседа с Богом — истинное мое предназначение.

- А как вы относитесь к гаджетам, пользуетесь ли телефоном и интернетом?

—  Во времена Пушкина было гусиное перо, с помощью которого он передавал свое видение мира, красоту своих произведений. На смену перу пришла авторучка — она тоже стала своеобразным гаджетом, который помог людям общаться и создавать что-то новое, отвечать на вопросы. Если раньше старцы, отвечая своим духовным чадам, писали от руки и отправляли письма, то сегодня есть возможность написать и через две минуты уже получить ответ. Ко мне тоже обращаются с вопросами. Если я не нахожу ответ, то отвечаю "помолимся", и человек понимает, что ответ — в молитве к Богу.

-  Терроризм — одна из важнейших проблем человечества. Как вы думаете, как с ним можно бороться?

—  Являясь этническим ассирийцем, я очень близко сталкиваюсь с этой темой. В Ираке и Сирии убивают ассирийцев. Считаю это геноцидом против моего народа. На какой из идеологий он основан и кем он придуман, нам неизвестно. Крик в моей душе долго не вырывался на свободу. В прошлом году я обратился к святейшему (патриарху – ред.) с просьбой о разрешении выйти на площадь Руставели в Тбилиси с плакатами  "Нет терроризму". На митинг собралось более пяти тысяч человек. Мы отслужили молебен по убиенным.

Но самый большой терроризм — это идеология растления наших моральных качеств. Ребенок рождается светлым и невинным. Очень важно в течение жизни не растерять все самое светлое и духовное, что в нас есть. Как-то у одного старца спросили, от Бога ли советская власть. Старец подумал и сказал: "Конечно, от Бога. Но, придет время, и Бог скажет: "Хватит!". Я искренне верю, что скоро придет время, когда Бог скажет "хватит", и людей не смогут зомбировать и настраивать на убийство других людей. Сегодня многие стали грамотными, и от этого у них огромная голова и маленькое сердце. Но если не все можно познать головой, то все можно ощутить сердцем.

- Отец Серафим, о чем вы мечтаете?

— Спастись.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала