28 июля 1951 года для регулирования международных отношений по защите беженцев была принята Женевская конвенция "О статусе беженцев".
Конвенция была принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 года.
В середине ХХ века международная помощь требовалась примерно 1 миллиону 250 тысячам беженцев во всем мире, включая 350 тысяч беженцев в Европе, которая боролась с последствиями Второй мировой войны.
К концу 1950‑х годов проблема беженцев стала актуальна не только в Европе, но и на других континентах, в первую очередь в Африке. За последние десятилетия география этого явления существенно расширилась за счет Южной Азии, Ближнего Востока, Балкан.
Признавая ответственность Организации Объединенных Наций за дела беженцев, Генеральная Ассамблея ООН в 1950 году учредила Управление верховного комиссара (УВКБ) ООН по делам беженцев, которое начало свою деятельность 1 января 1951 года. Две главные функции УВКБ ‑ предоставление беженцам международной защиты и стремление найти надежные решения проблемы беженцев.
В 1951 году Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев предложило к ратификации конвенцию "О статусе беженцев". Женевская конвенция "О статусе беженцев" вступила в силу 22 апреля 1954 года. В настоящее время участниками конвенции являются 145 стран.
Женевская конвенция "О статусе беженцев" состоит из преамбулы и 46 статей. Конвенция обобщает предыдущие международные акты, касающиеся беженцев, и представляет собой наиболее широкую кодификацию прав беженцев, которая когда‑либо была предпринята на международном уровне.
В документе излагаются основные минимальные нормы обращения с беженцами без ограничения права государств предоставлять более благоприятные условия.
Ключевой аспект Конвенции — запрещение высылки беженцев или их принудительного возвращения. В документе говорится, что "государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений". Это постановление, однако, не может применяться к беженцам, рассматриваемым в силу уважительных причин как угроза безопасности страны, в которой они находятся, или осужденным вошедшим в силу приговором в совершении особенно тяжкого преступления и представляющим общественную угрозу для страны.
Конвенция 1951 года также содержит такие права, как право на защиту от наказания за незаконное пересечение границы договаривающегося государства, право на работу по найму, право на жилье, право на образование, право на правительственную и социальную поддержку, право на религиозные убеждения, право обращения в суд, право свободного передвижения, право на получение удостоверения личности.
Конвенция должна применяться без дискриминации по признаку расы, религии или страны происхождения, и в ней содержатся различные гарантии против высылки беженцев.
Некоторые положения Конвенции считаются настолько важными, что в отношении них нельзя делать никаких оговорок. К таким положениям относятся определение понятия "беженец" и так называемый "принцип невысылки".
Действие Конвенции не распространяется на таких беженцев, которыми непосредственно занимаются другие учреждения Организации Объединенных Наций помимо УВКБ ООН, как, например, беженцы из Палестины, подпадающие под компетенцию Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ, и беженцы, которые являются гражданами страны, предоставившей им убежище, или имеют эквивалентный статус.
Определение понятия "беженец", данное в статье 1 Конвенции 1951 года, носит общий характер. Согласно тексту конвенции, беженцем признается лицо, которое "опасается стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений".
Действие Конвенции, однако, распространяется лишь на лиц, которые стали беженцами в результате событий, произошедших до 1 января 1951 года.
С течением времени и в силу возникновения новых ситуаций, связанных с беженцами, возросла необходимость в разработке таких положений Конвенции, действие которых могло бы распространяться на новые категории беженцев. В связи с этим в 1966 году был подготовлен и представлен Генеральной Ассамблее ООН Протокол, касающийся статуса беженцев.
Протокол вступил в силу 4 октября 1967 года. Его участниками являются 146 стран.
При присоединении к Протоколу государства берут на себя обязательство применять основные положения Конвенции 1951 года в отношении всех беженцев, подпадающих под ее определение, но без ограничения срока.
Несмотря на то, что Протокол таким образом связан с Конвенцией, он является самостоятельным актом, к которому могут присоединиться не только государства — участники Конвенции.
Конвенция и Протокол — основные международные акты, направленные на защиту беженцев, и основополагающий характер этих актов получил широкое признание на международном уровне.
Генеральная Ассамблея ООН неоднократно рекомендовала государствам стать их участниками. Присоединиться к этим актам также рекомендовали различные региональные организации, например Совет Европы, Организация африканского единства и Организация американских государств.
В 2001 году, в честь 50‑летия принятия конвенции "О статусе беженцев", 55‑я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию, в соответствии с которой был установлен Всемирный день беженцев. Он отмечается ежегодно 20 июня одновременно с Днем африканских беженцев.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников