Рейтинг@Mail.ru
Гибель парохода "Ленин" у мыса Сарыч в Крыму (1941) - РИА Новости, 27.07.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гибель парохода "Ленин" у мыса Сарыч в Крыму (1941)

© Фото : Public DomainПароход "Ленин"
Пароход Ленин
Читать ria.ru в
Дзен
Подробнее о гибели парохода "Ленин" у мыса Сарыч в Крыму (1941)читайте подробнее в справке РИА Новости.

Гибель парохода "Ленин" — одна из самых крупномасштабных морских катастроф XX века.

Советский пароход "Ленин" затонул 27 июля 1941 года у мыса Сарыч на южном берегу Крыма. Погибли, по разным оценкам, от 650 до 4600 человек, эвакуируемых из Одессы в связи с приближением к городу немецко‑румынских войск. Согласно основной версии, причиной катастрофы стал подрыв на мине оборонного минного заграждения.

Пароход под первоначальным названием "Симбирск" был построен для России в 1909 году на германской верфи в Данциге (ныне Гданьск, Польша) и направлен во Владивосток для выполнения грузопассажирских рейсов в Японию и Китай.

При длине в 95 метров пароход был вполне комфортабелен для своего времени, имея 60 мест первого класса, 30 — второго и 200 — третьего плюс два трюма на 400 тонн груза. Судно развивало ход в 16 с половиной узлов (морских миль в час). В 1923 году пароход был переименован в "Ленин" и переведен на Черное море, где он в основном курсировал между Одессой и Новороссийском, периодически выходя в Средиземноморье.

В 1941 году пароход модернизировали, а экипаж возглавил капитан Иван Борисенко.

В свой первый после начала войны рейс "Ленин" отправился 12 июля 1941 года из Одессы в Мариуполь с эвакуируемыми жителями города, семьями военнослужащих и грузом сахара для войск Южного фронта РККА. По возвращении в Одессу 22 июля капитан получил приказ срочно принять груз и пассажиров и снова идти в Мариуполь. В носовые трюмы погрузили 350 тонн металла в слитках (запас цветного литья Николаевского судоремонтного завода) и стали принимать пассажиров. На берегу погрузкой руководил представитель военно‑морской комендатуры порта.

Это был последний рейс, увозящий людей из осаждённой Одессы, и жители города всеми правдами и неправдами старались пробиться на пароход. Пропуском на пароход служил посадочный талон, но по одному талону проходили двое‑трое взрослых, дети же в счет не шли вообще. Многие приходили с записками от городского и областного руководства и комендатуры. Учет пассажиров не велся. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход "Ленин" одних только пассажиров принял на борт, по оценкам, около четырех тысяч человек. Известно о принятии на борт еще тысячи двухсот только что мобилизованных и еще не обмундированных призывников, отправляемых в тыл. В итоге людьми оказались заполнены все салоны, кубрики, коридоры, трюмы и палубы.

К тому времени значительная часть советской прибрежной акватории была заминирована силами Черноморского флота (ЧФ), а маяки, створные знаки и береговые огни переведены на так называемый манипулируемый режим — их включали по особому расписанию.

Безопасные фарватеры знал ограниченный круг лиц, и судовождение осуществлялось с обязательной лоцманской проводкой. Но в начале войны эта система была ещё недостаточно отработана.

Вечером 24 июля "Ленин" вышел в море головным судном конвоя в составе теплохода "Ворошилов", судна "Березина" и двух шаланд, тоже до отказа наполненных людьми. По прибытии в Ак‑Мечеть (ныне Черноморское, Крым) на борт поднялся молодой лоцман лейтенант Иван Свистун, который сразу обнаружил, что почти вся навигационная техника "Ленина" — эхолот и оба лага — неисправна. К тому же во время стоянки в Одессе недалеко от магнитного компаса было установлено зенитное орудие, но компас после этого заново не выверяли. Наконец, лоцман не имел прямой связи с оперативным дежурным ЧФ, контакты по радио предстояло поддерживать через военные корабли. Из‑за этого только уже на переходе морем выяснилось, что у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман, и они могут идти самостоятельно. "Ленин" и "Ворошилов" смогли увеличить ход, но вскоре капитан "Ворошилова" доложил о поломке машины. "Ленин" привел теплоход на буксире в севастопольскую Казачью бухту, а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту, но с полдороги вернулся для "обмена" пассажирами. На "Ворошилове", где людей разместили в грузовых трюмах на нарах, оказалась некая высокопоставленная семья, потребовавшая перевода на комфортабельный пассажирский пароход.

Вечером 27 июля 1941 года "Ленин", "Ворошилов" и присоединившийся к ним теплоход "Грузия" в сопровождении сторожевого катера СКА‑026 покинули Севастополь. Конвой по‑прежнему был ограничен в скорости: "Ворошилов" не мог дать больше шести узлов. Шли кильватерной колонной в полной темноте, берег слева только угадывался. По мере следования конвоя береговые ориентиры по указанию оперативного дежурного ЧФ должны были подсвечиваться, но этого не произошло. Лоцман, не имея возможности уточнить курс, неоднократно предлагал встать на якорь и дождаться дня.

В 23:33 на траверзе мыса Сарыч по правому борту между носовыми трюмами "Ленина" раздался сильный взрыв. Пароход стал оседать носом и крениться на правый борт. В надежде подойти ближе к берегу капитан скомандовал "Лево руля!" и "Полный вперед!", но крен резко усилился, судно "зарылось" носом и практически вертикально ушло под воду за 7‑10 минут. Капитан, трое его помощников и лоцман покинули борт последними.

Точное число погибших и спасенных пассажиров "Ленина" неизвестно. По одним данным, "Ворошилов", "Грузия" и срочно высланные из Балаклавы катера подобрали из воды 500‑600 человек, по другим данным — менее 300. В дневнике командующего ЧФ вице‑адмирала Филиппа Октябрьского есть запись о том, что "Ленин" взял на борт "около 1250 пассажиров", а "ориентировочно погибло до 900 человек". На следствии капитан Борисенко сообщил, что из 92 членов команды погибли 43.

В августе перед Военным трибуналом ЧФ предстали лоцманы Иван Свистун и Иван Штепенко с "Ворошилова". Официально причиной трагедии был признан подрыв на мине оборонного минного заграждения, произошедший из‑за ошибок в расчётах во время управления судном и выхода за границы фарватера. Лоцманы своей вины не признали. Тем не менее, лейтенант Свистун был разжалован и расстрелян 24 августа 1941 года, а старший лейтенант Штепенко получил восемь лет с отбыванием наказания после войны.

Согласно показаниям ряда свидетелей, взрыву у правого борта "Ленина" предшествовал сильный металлический удар, а некоторые даже видели в море некую "белую светящуюся струю", в связи с чем появилась версия о торпедировании парохода. Известно, что в Черном море в тот момент находилась лишь одна вражеская подводная лодка — румынская "Дельфинул", которая, вероятно, не выходила из базы. Немецкие же лодки появились в Черном море лишь к лету 1942 года.

18 августа 1992 года по инициативе гидрографов Севастопольского Военно‑научного общества приговор в отношении Ивана Свистуна был отменен за отсутствием состава преступления.

В 2009 году была организована экспедиция к "Ленину", его обследовали с помощью телеуправляемого подводного аппарата. Пароход лежит на глубине 97 метров на расстоянии двух с половиной миль от берега. На корме хорошо видны буквы названия.

26 июля 2009 года на Морском вокзале в Одессе на стене Спасо‑Николаевского храма была открыта мемориальная доска, на которой начертано: "Кораблям, судам и пассажирам, ушедшим от причалов Одесского морского порта и погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг.". На доске изображен пароход "Ленин", но не такой, каким он погиб, а еще двухтрубный — такой, каким он запечатлен на множестве открыток и фотографий.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала