Рейтинг@Mail.ru
Биография Мариса Лиепы - РИА Новости, 27.07.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Биография Мариса Лиепы

Читать ria.ru в
Подробнее об артисте балета, солисте Большого театра, киноактере Марисе-Рудольфе Лиепе читайте в справке РИА Новости.

Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в городе Риге (Латвия).

С семи лет Марис пел в хоре мальчиков Рижского театра оперы и балета.

Позже он поступил в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.

В 1953 году Марис перевелся в Московское академическое хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где учился в классе Николая Тарасова, ученика балетмейстера Николая Легата.

Окончил училище в 1955 году. После окончания училища Лиепа в течение года работал в Государственном театре оперы и балеты Латвии, где станцевал несколько сольных партий.

Летом 1956 года Марис Лиепа поступил в труппу Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Первой партией в театре стал Зигфрид в новаторской для того времени редакции "Лебединого озера" Владимира Бурмейстера. Исполнял партии Феба в "Эсмеральде", Конрада в "Корсаре" и Лионеля в "Жанне д'Арк". Последней работой Лиепы в театре Станиславского стал Поэт в "Штраусиане".

С 1960 года Лиепа был солистом балета Большого театра. Танцевал партии классического репертуара: Альберт в "Жизели" Адольфа Адана, Зигфрид и Дезире в "Лебедином озере" и "Спящей красавице" Чайковского, Базиль в "Дон Кихоте" Минкуса, Ромео в "Ромео и Джульетте" Сергея Прокофьева. Он исполнял партии в балетах советских композиторов — Ферхада в "Легенде о любви" Меликова, Красса в "Спартаке" Арама Хачатуряна, Вронского в "Анне Карениной" Родиона Щедрина и др. Для балетного искусства Лиепы была характерна пластическая скульптурность танцевального рисунка, высокая техничность и сценический темперамент.

В 1970 году за роль Красса Марису Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства — Ленинская премия.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов, в период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, Марис Лиепа получил мировое признание.

В 1971 году он был признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком года и награжден премией Вацлава Нижинского. В 1976 году за вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.

В том же году он был удостоен звания народного артиста СССР.

В 1977 году он станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре — принца Лимона в детском балете "Чиполлино" Карэна Хачатуряна.

В балете "Видение Розы" на музыку Вебера Марис Лиепа выступил одновременно как исполнитель главной партии и балетмейстер, восстановив постановку Михаила Фокина.

После опубликованной в 1979 году в газете "Правда" статьи Лиепы с критикой методов Юрия Григоровича по руководству театром, около двух лет ему не давали танцевать на сцене Большого театра.

28 марта 1982 года по личному приказу министра культуры СССР Петра Демичева состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Однако триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене Большого: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию.

Уход из Большого театра не стал концом балетной и артистической карьеры Лиепы. Он сотрудничал с балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году станцевал Рогожина в "Идиоте" и солиста в "Автографах".

В этом же году завершил учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, поставил балет "Дон Кихот" и несколько балетных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета.

В 1983-1985 годах Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской народной опере в Болгарии, где поставил два балета — "Дон Кихот" и "Спящую красавицу".

В 1963-1980 годах Лиепа вел преподавательскую деятельность в Московском хореографическом училище.

Артист активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил "пластику" в известном спектакле "Антоний и Клеопатра" московского Театра имени Вахтангова.

Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино. В 1978 году он снялся в популярном телевизионном цикле "Телебенефис" в "Бенефисе Людмилы Гурченко".

В кино Лиепа сыграл роли в кинолентах "Илзе" (1959), "Могила льва" (1971), "Четвертый" (1972), "В одном микрорайоне" (1976), "Олег Кракатук" (1977), "Детство Бемби" (1985) и "Отрочество Бемби" (1986), "Лермонтов" (1986), "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1986), "К расследованию приступить" (1987), "Дорога в ад" (1988), "Корабль" (1988) и других.

С его участием вышли балетные фильмы-спектакли " Гамлет" (1969), "Имя твое" (1974), "Спартак" (1975), "Галатея" (1977) и др.

Лиепа выпустил книги "Я хочу танцевать 100 лет" (1980) и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа" (1986).

В конце 1970-х годов он записал пластинку с песнями Давида Тухманова.

В 1989 году Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором.

26 марта 1989 года Марис Лиепа скончался в Москве от инфаркта. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Укомплектованная при его жизни труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в "Фестиваль-балет" под руководством Сергея Радченко.

Марис Лиепа — народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, премии имени Вацлава Нижинского Парижской академии танца и премии Мариуса Петипа.
Лиепа был несколько раз женат. Его сын Андрис Лиепа был солистом балета Большого театра, ведущим солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр), работал в Нью-Йорк Сити балете и в Американском театре балета (ABT), хореограф и режиссер. С 2014 года — художественный руководитель и главный балетмейстер театра "Кремлевский балет". Дочь Илзе Лиепа — народная артистка РФ, балерина, танцевала характерные танцы в Большом театре, актриса театра и кино, выступает с сольными программами.

Дочь Мария стала актрисой театра и кино и оперной певицей.

В 1996 году был основан Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала