Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"
К расположенному по соседству монастырю, наконец, проложили дорогу. В прошлом году она была грунтовой, и это было хорошо. Во всяком случае, — органично окружающей действительности. В этом году её покрыли асфальтом.
В позапрошлом году ближайшую дорогу между двумя более или менее крупными поселениями заасфальтировали наполовину. В прошлом году работы продолжены не были, а в конце июня деревенский люд вдруг заговорил о том, что асфальт по шоссе будут класть и дальше.
"Ничего они для нас делать не будут, а вот в монастырь дорогу сделают", — сказал на это один из деревенских старожилов.
Примечательный, кстати говоря, персонаж. В прошлом сварщик высшего разряда, переехал сюда, выйдя на пенсию. В деревне, куда он и раньше приезжал с женой к её родителям, он так же на месте, как был в городе: пашет, сеет, косит, строит, собирает грибы и ягоды, болеет душой за нещадно вырубаемый лес и всё более зарастающие бурьяном поля. К тому же любитель чтения. Помню, как беспощадно он "разделался" с взятым у меня "Утраченным символом" Дэна Брауна. Мол, Браун повторяется, те же ходы, как и в "Коде да Винчи", да и словарь у него однотипен. В ответ на просьбу дать ему "что-то о другом мире, о жизни после смерти, типа "Розы мира" Даниила Андреева" унёс Эммануэля Сведенборга, проглотил за ночь, вернул довольный. Сказал, что это то, чего ему не хватало "для полноты его собственной картины жизни и смерти".
Увидев ведущий в монастырь асфальт, я сразу о нём и подумал. Потом о его жене, ещё большей труженице, потом — о ещё одном односельчанине, потом о четвёртом, о пятом… Никто из них новой асфальтовой дороге в монастырь не обрадуется. И прокомментируют они это соответствующим образом. Примерно такой же, уверен, будет и реакция подавляющего большинства жителей других окрестных деревень.
Должно ли их мнение влиять на светские и духовные власти при принятии решений, касающихся церковного обустройства? На мой взгляд, должно. Но не влияет.
А ведь ещё святой апостол Павел, рассуждая о том, какими качествами должен обладать епископ, писал: "Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую" (1-е Тим., 3:7). Именно от "внешних", а не от своих прихожан, не от членов церкви. Такое доброе свидетельство должен иметь и патриарх, и простой сельский священник.
Да он, сельский священник, и хочет его иметь, не может не хотеть, даже если и справедливо утверждает, что служит в первую очередь Богу, а не людям. Хочет он этого в душе, а реальная жизнь с реальными проблемами подталкивает его на так называемый прагматизм: дают — бери.
У меня нет сомнения, что ни за кем наш настоятель не бегал ради этой дороги, никого не упрашивал. Проложили грунтовку, позволяющую доехать до монастыря даже в самую весеннюю и осеннюю распутицу, — и слава Богу. Но вот кому-то в местной власти захотелось показать, какой он "православный": асфальт в монастырь в первую очередь, а в деревни — потом. Настоятель просто не мог не согласиться: его не поняли бы ни церковные начальники, ни начальники административные.
К сожалению, жизнь даёт новые и новые свидетельства того, что ни власть, ни церковная иерархия всего этого принимать во внимание не считают нужным. И это печально, если не сказать трагично.