Захар Виноградов, РИА Новости
В среду утром был взорван автомобиль, в котором ехал на работу журналист Павел Шеремет. Взрыв прогремел в центре Киева, на перекрестке улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко. Шеремет успел отъехать от дома всего несколько десятков метров. Машина, в которой он ехал, принадлежала сооснователю интернет-издания "Украинская правда" Алене Притуле (ее в автомобиле не было).
Как утверждает генпрокурор Украины Юрий Луценко, в автомобиле сработало взрывное устройство. То есть смерть Шеремета — не случайность. Председатель Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе уже заявила, что для нее раскрытие этого убийства — дело чести, она знала Шеремета лично: это первый журналист на Украине, которому она дала интервью в этой стране. Деканоидзе подчеркнула, что пока версий этого убийства у неё нет.
Думаю, что это убийство будут связывать прежде всего с профессиональной деятельностью журналиста. Не сомневаюсь также, что многим на Украине не терпится связать смерть Шеремета с его антироссийской позицией. Мол, выступал против России, вот и был ликвидирован российскими спецслужбами.
Но надо понимать, что Павел Шеремет, выступая в СМИ, критиковал не только Россию и ее президента Владимира Путина, но и украинского президента Петра Порошенко, и Арсения Яценюка в бытность его премьером. В одной из записей в соцсетях он недавно назвал этих политиков "ходячими мертвецами" — в политическом смысле.
Вряд ли противником его считала и нынешняя киевская власть. Да, критиковал, иногда довольно жестко выступал против президента. Но и это не исключение для нынешней Украины.
Есть журналисты-расследователи, которые обнаруживают и публикуют информацию о конкретных коррупционных схемах, и они как раз могут представлять опасность для власти. Но Шеремет не занимался этим. Конечно, Павел мог вести какое-то расследование, о котором пока не говорил. Но это крайне маловероятно.
В Киеве он много работал и на телевидении, и в интернете. Его антироссийская позиция вполне принималась руководством украинских СМИ. Но когда он стал столь же жестко критиковать и нынешний украинский режим, несколько телепроектов, в которых он участвовал, отказались от сотрудничества с ним.
"Украинская правда" охотно публиковала его материалы.
Но если ни критика России, ни критика действующей украинской власти не могла стать причиной убийства — что тогда?
Рискну предположить, что мотив этого взрыва — желание обострить ситуацию на Украине. Нынешний сценарий похож на тот, что уже был использован в 2002 году: тогда по дороге из квартиры Алены Притулы был задержан, а потому убит украинский журналист грузинского происхождения Георгий Гонгадзе. Почти дежавю.
Не случайно партия войны стала проявлять необыкновенную активность именно в эти последние дни. Например, секретарь Совета по национальной безопасности и обороне Украины Александр Турчинов заявил во вторник, что в связи с необходимостью "противодействия агрессору" власть готова объявить в стране военное положение.