В понедельник Совет Безопасности обсуждает выполнение ядерной сделки и первый доклад генерального секретаря ООН за шестимесячный период выполнения СВПД. Как заявил в своем выступлении российский постпред, представленный документ "выбивается из необходимого делового ритма".
"Документ получился политически ангажированным и вышел далеко за рамки фактологического изложения хода выполнения резолюции Совета Безопасности 2231. При этом он содержит много не относящейся к делу информации", — заявил Чуркин.
Он отметил "грубые фактологические ошибки" документа, в частности, что "СВПД никогда не подписывался, как это утверждается в докладе". Чуркин также назвал неприемлемым методологию отбора и использования в докладе информации, а именно — "включение непроверенных данных, почерпнутых из СМИ или полученных от отдельных стран, тем более в тех случаях, когда рассмотрение вопроса еще далеко от завершения". "Секретариат ООН должен работать только на основе официально представленной информации и проверенных фактов", — подчеркнул он.
Чуркин сообщил, что Россия предлагала внести корректировки в документ. "Мы рассчитывали избежать публичной критики в адрес генсекретаря. Однако наши замечания и предложения не были услышаны", — сказал он.
"В нынешнем виде доклад не только не будет способствовать устойчивому выполнению СВПД, но и потенциально может работать на подрыв достигнутых договоренностей", — считает российский дипломат.
Чуркин также заявил, что "в целом реализация СВПД идет неплохо". В распространенном среди членов СБ ООН докладе за первые шесть месяцев выполнения СВПД, генеральный секретарь отмечает выполнение Ираном своих обязательств по соглашению. При этом генсек "с обеспокоенностью" отметил проведенные в марте испытания баллистических ракет. Пан Ги Мун полагает, что "данные пуски баллистических ракет не отвечают конструктивному духу, который был продемонстрирован подписанием СВПД", однако подчеркивает, что решать вопрос о том, нарушают ли запуски резолюции ООН, должен Совет Безопасности.
В докладе также сообщается, что иранская компания Defense Industries Organisation (DIO), внесенная в санкционные списки Совета Безопасности, участвовала в оборонной выставке в Багдаде в марте 2016 года. Генсек отметил, что никаких запросов о переводе оружия из Ирана в Ирак в СБ ООН не поступало. Также в документе отмечаются поездки за рубеж иранских лиц, находящихся под санкциями Совета Безопасности: в частности, посещение Ирака одним из руководителей Корпуса стражей исламской революции — генералом Касемом Сулеймани. В этой связи Пан Ги Мун ссылается на сообщения Иранского информагентства.