Пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля 2014 года на востоке Украины. На борту лайнера находились 298 человек — граждане 10 стран, среди которых — 85 детей, в том числе 43 подданных Малайзии, включая 15 членов экипажа. Большинство погибших — 193 человека — были подданными Нидерландов.
Самолет, следуя установленным международным транзитным коридором, миновал Донецк, в 17.20 мск на высоте 10 тысяч метров стал резко терять скорость и исчез с экранов радаров в 17.23 мск.
Обломки лайнера были обнаружены в районе села Грабово близ города Торез Донецкой области, на территории, контролируемой ополчением самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР).
Вечером 17 июля президент Украины Петр Порошенко назвал происшедшее "терактом", советник главы МВД Украины
Антон Геращенко объявил, что самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук". Власти ДНР заявили, что у них нет вооружений, способных сбить самолет на высоте 10 километров.
Версию Киева поддержали США, Великобритания и Австралия, заявившие, что лайнер был сбит ракетой "земля-воздух" с территории, контролируемой ополченцами.
В дальнейшем появились заявления, что ЕС необходимо пересмотреть отношение к России в свете того, что "пророссийские сепаратисты сбили самолет".
В МИД РФ выразили недоумение тем, что западные страны выдвинули свои обвинения еще до начала расследования. Минобороны РФ 21 июля предъявило журналистам данные объективного контроля обстановки в районе катастрофы. Согласно спутниковым снимкам, в день трагедии в районе населенного пункта Зарощенское к востоку от Донецка появлялась украинская батарея ЗРК "Бук-М1", и тогда же достигла пика интенсивность работы украинских зенитных радаров, на следующий день резко снизившаяся. Также в момент катастрофы рядом с малайзийским лайнером находился украинский штурмовик Су-25. Как заявили российские военные, Россия никогда не передавала ополченцам на Украине ЗРК "Бук", равно как и другую боевую технику, обнародованная же Киевом съемка якобы срочно вывозимой в РФ пусковой установки — подтасовка фактов. Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов сообщил, что 17 июля над востоком Украины находился американский спутник, и призвал США обнародовать данные, полученные с него, но это так и не было сделано.
23 июля представители американской разведки публично допустили, что малайзийский Boeing был сбит "плохо обученным экипажем" ополченцев по ошибке. Было сказано, что доказательств причастности РФ, свидетельств присутствия россиян на месте пуска или фактов обучения ополченцев обращению с ЗРК "Бук" у США нет. Разведчики признали, что часть информации они получили из социальных сетей и распространенных украинскими властями видеозаписей.
21 июля Совет Безопасности ООН принял резолюцию по факту гибели малазийского Boeing, потребовав провести беспристрастное международное расследование и привлечь к ответственности виновных. Спустя два дня расследование официально возглавили Нидерланды, объявив о подключении к нему 24 экспертов из России, Украины, Малайзии, Австралии, Германии, США и Великобритании.
9 сентября 2014 года Нидерланды выпустили предварительный отчет, согласно которому малайзийский лайнер развалился в воздухе из-за "структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов". Однако источник этих объектов установлен не был. "Наиболее вероятно, что самолет был сбит с земли", — сообщил представитель следствия.
К концу апреля 2015 года международная миссия экспертов завершила работы на месте падения лайнера, а в начале июля черновая версия окончательного отчета о причинах крушения малайзийского самолета была разослана странам-участницам расследования. С точки зрения Росавиации, в документе "больше вопросов, чем ответов". Замглавы ведомства Олег Сторчевой заявил о существенных замечаниях к аргументации и техническим сведениям и выразил надежду на то, что дополнения и комментарии РФ найдут отражение в финальной версии отчета.
Известно, что голландские следователи имеют в своем распоряжении результаты расследования, инициативно проведенного российским концерном ПВО "Алмаз-Антей", выпускающим современные модификации ЗРК "Бук". Там полагают, что малайзийский Boeing сбила ракета, давно снятая с производства в РФ, но имеющаяся у Украины. И запущена она была из района Зарощенское, который контролировали украинские силовики. Именно этот район Минобороны РФ упоминало спустя несколько дней после трагедии.
В ожидании окончательного отчета о причинах катастрофы правительства Нидерландов и Малайзии в июне 2015 года начали переговоры о создании под эгидой ООН специального международного трибунала для рассмотрения дела о крушении лайнера и наказания виновных.
9 июля малайзийская делегация в ООН распространила проект соответствующей резолюции, где трагедия с самолетом упоминается как "угроза международному миру и безопасности".
29 июля Совет Безопасности ООН рассмотрел инициативу ряда стран об учреждении международного трибунала по катастрофе лайнера на Украине. Россия заблокировала проект резолюции. Как заявил ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, крушение лайнера — результат уголовного преступления, а не угроза международному миру и безопасности, что предполагал проект резолюции. По словам министра, СБ ООН в ситуации с крушением лайнеров никогда не создавал трибуналов, а сама идея его создания призвана обеспечить виновность тех, кого считает ответственными Вашингтон.
По словам Лаврова, у России пока есть много вопросов к ведущемуся расследованию.
После того, как проект резолюции о создании международного трибунала не был принят СБ ООН, малайзиийский премьер-министр Наджиб Разак заявил, что Малайзия продолжит добиваться правосудия по катастрофе с Boeing на востоке Украины через различные законные варианты.
В середине сентября 2015 года генпрокуратуре ДНР были переданы 2,5 тысячи фрагментов упавшего в Донбассе в июле 2014 года малайзийского Boeing, которые были найдены местными жителями. И. о. генерального прокурора ДНР Андрей Спивак обратился к генпрокурору Нидерландов Фредерику Вестербеке с просьбой забрать собранные в Донбассе обломки.
28 сентября голландские эксперты совместно с миссией ОБСЕ прибыли в населенный пункт Грабово Донецкой области, где в июле 2014 года потерпел крушение малайзийский Boeing. Они пообщались с местными властями, а также обследовали территорию.
Совет безопасности Нидерландов 13 октября 2015 года представил итоги расследования авиакатастрофы. В докладе отмечается, что крушение авиалайнера было вызвано взрывом у левого борта боевой части типа 9Н314М, установленной на ракете серии 9М38, пущенной из системы "Бук".
Однако документ не приводит данных о том, с какой территории было сбито воздушное судно и кто виноват. Председатель Совета безопасности Нидерландов сообщил, что для установления точного места пуска ракеты по малайзийскому лайнеру потребуется дополнительное расследование.
После изучения российскими экспертами итогового отчета Нидерландов замглавы Росавиации Олег Сторчевой в январе 2016 года направил в Совет безопасности Нидерландов письмо, в котором указал, что исследования и натурные эксперименты, проведенные российскими специалистами, говорят о недостоверности выводов голландской стороны.
В июне 2016 года совместная международная группа следователей 12 стран — Нидерландов, Австралии, Украины, Бельгии, Малайзии, Великобритании, Германии, Филиппин, Канады, Новой Зеландии, Индонезии и США, занимающаяся расследованием крушения малайзийского лайнера на Украине, опубликовала отчет, в котором признала трудности, связанные с отсутствием опыта расследования катастроф такого масштаба и знания специальных терминов.
По сообщению прокуратуры Нидерландов, отчет с информацией об оружии, из которого был сбит малайзийский Boeing в Донбассе, опубликуют осенью 2016 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников