ПАРИЖ, 14 июл — РИА Новости. Президент Франции Франсуа Олланд в последнем в рамках своего пятилетнего мандата традиционном интервью телеканалам TF1 и France 2 по случаю Дня взятия Бастилии ответил на вопросы о последствиях выхода Великобритании из состава Евросоюза, о ситуации в стране, чрезвычайном положении, разногласиях с министром экономики и своем личном парикмахере, который получает десять тысяч евро в месяц.
На выход!
По словам Олланда, новое правительство Великобритании должно как можно быстрее начать процедуру выхода страны из состава ЕС. "Это был их выбор. Теперь нужно, чтобы премьер-министр (Тереза Мэй) подала необходимое уведомление о начале переговоров. Я сказал ей об этом в телефонном разговоре, поздравляя с назначением. Чем раньше она это сделает, тем будет лучше для будущих отношений Великобритании и ЕС", — заявил президент Франции.
Олланд вновь заявил о необходимости реформирования ЕС. По его словам, Париж выступит с рядом предложений, которые касаются вопросов безопасности, инвестиций и экономической интеграции. В частности, речь идет об охране границ Евросоюза, усилении поддержки молодежи, создании единого бюджета и учреждения поста министра финансов еврозоны.
Глава государства также осудил решение бывшего председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу принять должность неисполнительного председателя совета директоров международного подразделения инвестиционного банка Goldman Sachs — структуры, имеющей неоднозначную репутацию в Европе после греческого кризиса.
По словам Олланда, этот банк был причастен к истории с искажением правительством Греции реальных финансово-экономических показателей при вступлении в ЕС. "И узнать спустя несколько лет, что господин Баррозу присоединится к Goldman Sachs? С юридической точки зрения это возможно, но морально — морально неприемлемо!" — сказал президент.
Ситуация в стране и реформа труда
Комментируя экономическую ситуацию во Франции, Олланд заявил, что ему удалось достигнуть лучшего положения в стране, чем это было в 2012 году: снизить дефицит бюджета, сократить налоги, добиться увеличения экономического роста и переломить кривую роста безработицы (за последние четыре года число безработных выросло на 600 тысяч человек, но в последнее время сокращается).
Отвечая на вопросы журналистов об одном из обязательств — снизить государственные расходы на 50 миллиардов евро в год — он признал, что выполнить его не удастся. "Мы не добьемся пятидесяти миллионов экономии. Но мы добьемся сорока шести!" — сказал президент, объясняя это, в частности, последствиями терактов во Франции, после которых пришлось увеличить военный бюджет и число полицейских и жандармов, а также кризисом в сельскохозяйственной отрасли, который потребовал серьезных государственных вливаний.
Президент также коснулся непопулярной реформы труда, обсуждение которой в последние несколько месяцев спровоцировало массовые забастовки и акции протеста. "Я думаю, что этот закон будет полезен для страны и соответствует моим ценностям. Я представляю левых, и никогда от этого не отказывался", — сказал Олланд, выразив мнение, что закон, возможно, плохо представили гражданам с самого начала.
ЧП продлено не будет, угроза терактов сохраняется
Отвечая на вопрос о режиме чрезвычайного положения, который был введен в стране после терактов 13 ноября, Олланд сообщил, что после 26 июля продлевать его действие не будут.
"Нельзя продлевать чрезвычайное положение бесконечно. Его введение было необходимо после терактов. Впоследствии мы с правительством предложили, а парламент подавляющим большинством поддержал законопроект, который расширил возможности (правоохранительных органов), в частности дал возможность административного контроля за некоторыми гражданами (подозреваемыми в связях с террористами). Отныне у нас есть закон, который позволяет бороться с терроризмом", — сказал Олланд.
Вместе с тем он заявил, что угроза терактов по-прежнему реальна, и национальный план по противодействию терроризму Vigipirat будет поддерживаться на максимальном уровне. "Сохраняется ли угроза? Да. Та же самая угроза, потому что у нас тот же самый враг, который находится в Сирии и Ираке — исламисты-фундаменталисты, фанатики", — сказал президент.
Режим ЧП был введен на территории Франции решением кабинета министров по предложению президента Франсуа Олланда после терактов 13 ноября и трижды продлевался. Власти отмечали, что очередное продление режима в мае было необходимо в связи с предстоящим чемпионатом Европы по футболу и велогонкой "Тур де Франс" и что в случае, если все пройдет нормально, ЧП продлено не будет.
Отношения с Макроном и история с парикмахером
Судя по французским соцсетям, больше всего в телеинтервью французы хотели услышать комментарии Олланда по поводу того, что нанятый на деньги налогоплательщиков личный парикмахер главы государства — штатный сотрудник Елисейского дворца — получает 9895 евро в месяц. Президент претензии в свой адрес решительно отверг.
"После моего избрания я снизил бюджет Елисейского дворца со 109 миллионов евро (в 2012 году) до 100 миллионов евро. Я сократил штат администрации на 10%. Что касается парикмахерских услуг, о которых вы говорите, раньше они оплачивались отдельно, я предпочел, чтобы это делалось здесь. Я также понизил свою зарплату на 30%. И вы будете упрекать меня по этому поводу? Можете меня в чем угодно упрекать, но только не в этом", — сказал Олланд.
Также не обошли стороной и ситуацию с молодым и амбициозным министром экономики Эммануэлем Макроном, который в ходе публичных выступлений позволял себе критику кабинета премьер-министра Мануэля Вальса.
"В правительстве есть правила. Первое — это солидарность и командный дух, необходимо защищать то, что мы делаем. Второе — в правительстве нет личных поступков, речь идет о службе. Соблюдать эти правила — значит оставаться в правительстве, не соблюдать — не оставаться в нем", — предостерег президент.