Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Боевые реактивные пусковые установки "Катюши"

Подробнее о боевой реактивной пусковой установке "Катюша" читайте в справке РИА Новости.

14 июля 1941 года во время Великой Отечественной войны (1941-1945) прогремел первый залп советской реактивной артиллерии (знаменитых "Катюш").

"Катюша" — обиходное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (со снарядами 82 миллиметра), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм), которые активно применялись в ходе Великой Отечественной войны. 

Существует несколько версий происхождения этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна), а также с популярной в то время одноименной песней (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского).

"Катюша" стала первой отечественной мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО), которая включала в себя реактивные снаряды (РС), пусковые установки (ПУ), приборы управления стрельбой и транспортные средства. Самоходные пусковые установки на автомобилях получили обозначение боевых машин (БМ) реактивной артиллерии. Многозарядность РСЗО определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника.

В СССР работы по созданию ракетного оружия начались в 1921 году с разработки реактивных снарядов на бездымном порохе. Ей занимались двое энтузиастов ракетной техники Владимир Артемьев и Николай Тихомиров в Газодинамической лаборатории. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году разработан первый реактивный снаряд (РС), который смог пролететь 1300 метров. К 1933 году появились экспериментальные образцы реактивных снарядов двух калибров — осколочный РС-82 и осколочно-фугасный РС-132, которые предназначались для вооружения самолетов. Претерпев ряд изменений, в 1937-1938 годах они были приняты на вооружение военно-воздушных сил СССР. Испытания реактивных снарядов летчиками показали их высокую эффективность, поэтому в июне 1938 года было принято решение о разработке наземной пусковой установки для залповой стрельбы 132-миллиметровыми реактивными снарядами.

Этой работой занималась группа конструкторов под руководством Ивана Гвая. 

Проект первой механизированной многозарядной установки для стрельбы реактивными снарядами, размещенной на автомобиле ЗИС-5, появился в августе 1938 года, но полигонные испытания выявили у нее много недостатков. После ряда доработок, 25 декабря 1939 года реактивный снаряд М-13 и пусковая установка, позднее получившая название "Боевая машина 13" (БМ-13), были одобрены Артиллерийским управлением Красной Армии. В 1940 году была изготовлена первая опытная партия БМ-13, предназначенная для всесторонних полигонных испытаний.

БМ-13 представляла собой грузовик ЗИС-6, на месте кузова которого на специальной раме монтировались 16 направляющих желобкового типа, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, названную спаркой. Спарок было восемь. В казенной части (задний конец) каждой из направляющих было установлено стопорное устройство и электрозапал, с помощью которого производился выстрел. Рама, на которой были закреплены направляющие, с помощью простейших подъемных и поворотных механизмов обеспечивала вертикальную и горизонтальную наводку. Каждая "Катюша" была оборудована артиллерийским прицелом.

БМ-13 заряжалась 16 реактивными снарядами калибра 132 миллиметра. Каждый снаряд состоял из боевой части, в которой находилось взрывчатое вещество и контактный взрыватель, и реактивного порохового двигателя. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Пульт управления огнем (ПУО) был смонтирован напротив сиденья командира боевой машины на передней панели. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7-10 секунд. Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты. Наибольшая дальность стрельбы около 8,5 километров.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии со скоростью до 40 километров в час и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Экипаж БМ-13 состоял из 5-7 человек (командир, наводчик, заряжающие, подносчики снарядов).

21 июня 1941 года пусковая установка была продемонстрирована руководителям ВКП(б) и советского правительства, и в тот же день, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и установок БМ-13. 

Производство БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор". Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны, завод им. Коминтерна приступил к производству установок БМ-13 и в ночь на 30 июня 1941 года были собраны первые две установки.

Советское командование приняло решение не дожидаться изготовления промышленностью серийных образцов, а, используя имеющиеся в наличии опытные установки, сформировать из них первую отдельную экспериментальную батарею и направить ее на фронт, чтобы всесторонне проверить качество и боевую эффективность. 

К 1 июля 1941 года была сформирована первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии. В составе батареи имелось семь боевых машин БМ-13, 122-мм гаубица, 44 автомобиля, способных поднять 600 снарядов М-13. Командный состав батареи был укомплектован в основном слушателями Артиллерийской академии. Командиром батареи был назначен капитан Иван Флеров. 3 июля батарея прибыла на Западный фронт.

Боевое крещение БМ-13 получила 14 июля 1941 года, когда батарея произвела первый залп из всех установок по железнодорожной станции Орша (Витебская область, Белоруссия), где было сосредоточено большое количество живой силы и боевой техники противника. В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами над станцией поднялось огневое зарево. В тот же день батарея Флерова произвела второй залп, на этот раз по переправе через реку Оршицу. В итоге за считанные секунды находящиеся там военная техника и воинские подразделения были уничтожены.

Не осталось следа и от самой переправы

Первый опыт применения нового ракетного оружия показал его высокую боевую эффективность, что явилось одной из причин быстрейшего его ввода в строй и оснащения им сухопутных войск.

Перестройка промышленности, связанная с выпуском ракетного оружия, была осуществлена в короткие сроки, к его производству привлекли большое число предприятий (уже в июле-августе 1941 года — 214 заводов), что обеспечило поступление в войска этой боевой техники. В августе-сентябре 1941 года было развернуто серийное производство боевых установок БМ-8 с 82-миллиметровыми реактивными снарядами.

Одновременно с развертыванием производства были продолжены работы по созданию новых и совершенствованию имевшихся образцов реактивных снарядов и пусковых установок. В 1943 году была создана улучшенная модификация БМ-13Н, в 1942 году появились 310-миллиметровые снаряды М-31, а в апреле 1944 года для них была создана самоходная пусковая установка БМ-31-12 с 12 направляющими. В период с июля 1941 года по декабрь 1944 года было изготовлено около 30 тысяч БМ "Катюша" и более 12 миллионов штук реактивных снарядов к ним всех калибров. Первые БМ создавались на базе отечественных шасси (около 600 штук), затем — на "ленд-лизовских" грузовиках фирмы "Студебеккер" (Studebaker US6, около 20 тысяч).

Созданные с началом войны в составе Вооруженных сил СССР специальные войска для боевого применения ракетного оружия сначала именовались гвардейскими минометными частями (ГМЧ), а впоследствии — реактивной артиллерией. Первой организационной формой ГМЧ стали отдельные батареи и дивизионы. К концу войны реактивная артиллерия имела 40 отдельных дивизионов (38 М-13 и 2 М-8), 115 полков (96 М-13 и 19 М-8), 40 отдельных бригад (27 М-31 и 13 М-31-12) и 7 дивизий — всего 519 дивизионов в которых насчитывалось свыше 3000 боевых машин. Легендарные "Катюши" во время войны участвовали во всех крупных операциях.

Судьба же первой отдельной экспериментальной батареи оборвалась в начале октября 1941 года. После боевого крещения под Оршей батарея успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском.

Гитлеровцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Но батарея не задерживалась долго на одном месте — дав залп, сразу же меняла позицию. В начале октября 1941 года вместе с другими частями батарея оказалась в тылу немецко-фашистских войск. При движении к линии фронта из тыла в ночь на 7 октября она попала в засаду врага под деревней Богатырь Смоленской области. Большая часть личного состава батареи и Иван Флеров погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины. Только 46 воинам удалось выйти из окружения. Легендарный комбат и остальные бойцы, до конца с честью выполнившие свой долг, считались "без вести пропавшими". И только когда удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта, где сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941 года у смоленской деревушки Богатырь, капитан Флеров был исключен из списков пропавших без вести.

За героизм Иван Флеров посмертно в 1963 году награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а в 1995 году ему было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

В честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. В 8 томах. 2004 г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала