МОСКВА, 13 июл. Наталья Дембинская, обозреватель МИА "Россия сегодня". Московские власти предложили автомобилистам выбор. Новый закон, принятый в среду в третьем чтении Мосгордумой, позволяет водителю забирать эвакуированную машину без предварительной оплаты. Оплатить услугу водитель сможет позже – уже после того, как заберет машину со штрафстоянки. А для тех, кто будет готов оплатить расходы на эвакуацию сразу, предусмотрена скидка – 25%. Новые правила вступят в силу в конце июля.
В Департаменте транспорта уверены: москвичам станет комфортнее, не пострадает от нововведений и столичный бюджет. Критики же указывают на общую непрозрачность системы эвакуации и предупреждают: количество эвакуаций автомобилей в столице увеличится кратно.
Сейчас автовладелец, прежде чем забрать свою машину со штрафстоянки, должен оплатить расходы на ее перемещение и хранение (за легковой автомобиль в Москве установлен тариф от 3 тысяч до 7 тысяч рублей) и предъявить соответствующие документы.
В два раза больше эвакуаций?
С одной стороны, есть очевидный плюс: граждане, у которых нет при себе нужной суммы денег, могут получить свой автомобиль, а заплатить потом – в удобное время и в удобном месте.
По его словам, есть вопросы и к 25-процентной скидке на оплату эвакуации, ведь столичные власти уже доказали, что 5000 рублей – это себестоимость оказания услуг эвакуации, приведя убедительные расчеты.
"Но если дают скидку – получается, эвакуаторщики будут работать себе в убыток", — недоумевает Шкуматов. – Так, сколько нас на самом деле стоит эвакуация автомобиля? Никто не знает. Значит, где-то нас обманывают".
"Эвакуация должна быть оплачена по себестоимости – водитель не должен оплачивать прибыль частных компаний, которые занимаются эвакуацией автомобилей", — утверждает лидер "Синих ведерок".
Оплату – отменить
Должны ли водители платить за эвакуацию в принципе? Председатель Общероссийского общественного движения "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин настроен радикально. По его мнению, водители вообще не должны оплачивать услугу эвакуации своих автомобилей, эту задачу нужно возложить на столичный бюджет. Только в этом случае можно положить конец многочисленным злоупотреблениям "эвакуаторщиков".
"Я уверен: плата за эвакуацию должна быть отменена полностью, независимо от того, вперед она оплачивается, или потом. Сейчас же она остается, только взимать ее теперь будут после возврата машины. Принципиально это ничего не меняет", — заявил Похмелкин.
Эксперт не сомневается: пока водители платят за эвакуацию, у эвакуирующих компаний всегда будет всегда стимул к злоупотреблениям. "А когда оплачивать любую эвакуацию будет бюджет, волей-неволей органы власти будут контролировать — законно или незаконно эвакуация осуществлена. И таких тотальных злоупотреблений, конечно, не будет, потому что ссориться придется с бюджетом, а не с конкретным водителем", — утверждает Похмелкин.
Максимальная прозрачность
"Вы знаете, сколько случаев незаконной эвакуации, когда поставили там, где можно, но машину все равно эвакуировали, и люди потом доказать ничего не могут?— негодует Похмелкин.
"Не существует простой процедуры обжалования действий должностных лиц, которые приняли решение об эвакуации, как и простой процедуры обжалования действий эвакуаторщиков. Можно судиться год-полтора и ничего не добиться. В итоге люди предпочитают не тратить время и деньги, и компенсировать убытки самостоятельно", — отмечает Шкуматов. По его словам, сейчас налицо "абсолютная безответственность эвакуаторщиков перед обществом и гражданами".
Общественники призывают: система эвакуации должна быть максимально публичной, прозрачной – в том числе и в плане финансовых потоков, и бенефициаров этих финансовых потоков, ведь это миллиарды рублей. Она должна быть доступна для внешнего аудита и для контроля со стороны общества. А властям стоит наладить обратную связь с большой частью общества и не игнорировать альтернативные мнения.