Игорь Николайчук, эксперт Российского института стратегических исследований, для МИА "Россия сегодня"
Апология статистики
Прошедший на прошлой неделе саммит НАТО в Варшаве подавался он как главное военно-политическое событие XXI века, призванное навсегда закрыть дорогу России в Европу. Но что-то там в этой Европе не срослось.
СМИ за месяцы до события раскалили добела образ России как агрессора. Но в польской столице мало кто (пожалуй, только Литва), заявил, что боится русского ожога.
А вот цитата из солидной датской газеты Jyllands-Posten от 10.07: "После критики от друзей Путина лидеры Запада изменили свои намерения. Одновременно с устрашением страны НАТО ищут диалога с Россией. Однако проблемы альянса — внутри его собственных границ"
Информационная активность: бурное германофильство литовцев
Активность зарубежных СМИ за период c 4 по 10 июля по сравнению с предыдущим анализируемым периодом (c 27 июня по 3 июля) осталась приблизительно на одном уровне (1111 материал против 1109). Однако и на этой неделе имеется сюжетная доминанта — саммит НАТО в Варшаве. Освещению этой темы посвящено 36% статей, относящихся к России.
Если брать первые четыре страны по числу материалов, так или иначе связанных с Россией, картина достаточно традиционная для последнего времени: Германия (142 материала); Франция (96); Великобритания (83); Польша (75).
Этот весьма замысловатый геостратегический этюд, придуманный англосаксонскими гроссмейстерами, почему-то заставил литовских политиков чуть ли не целовать руки канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, которая весьма неохотно приняла предложение Обамы "поучаствовать в мероприятии".
Но литовцы предпочитают принимать все за чистую монету: "Глава Литвы поддерживает Германию на роль военного руководителя" (Lietuvos radijas ir televizija, 07.07); "Как испортить В. Путину праздник из-за "Брексит" (Lietuvos radijas ir televizija, 07.07); "Британский политолог: "НАТО готово к войне в Прибалтике" (Lietuvos rytas, 09.07).
В Латвии, которая, казалось бы, должна быть в эйфории (ведь в первую очередь ее спасают от пророссийских сепаратистов), праздника не получилось. Как-то все чересчур буднично: "Военная стратегия без сантиментов" (Neatkarīgā rīta avīze, 04.07); "Саммит НАТО обозначает новые вызовы для Латвии" (Neatkarīgā rīta avīze, 08.07); "НАТО возвращается к основам" (IR, 07.07).
Любого политолога могут в рассматриваемом контексте ввергнуть в шок заголовки прессы США: "Трещины в единой позиции НАТО в отношении России" (The New York Times, 09.07); "НАТО еще существует?" (The New York Times, 08.07); "На фоне роста антиглобалистских настроений сможет ли НАТО по-прежнему рассчитывать на поддержку общественности?" (The Christian Science Monitor, 08.07); "Необходима ли НАТО?" (The Boston Globe, 05.07).
Индекс агрессивности: негатив в рамках корректности
Все, но не Польша, Литва и Украина. Эти три страны втянулись в "семидневную" информационную войну с Россией. Напомним, что состояние информационной войны мы условно определяем в тех случаях, когда индекс агрессивности превышает 5,0. Так вот, для Польши этот показатель равен 8,25, для Литвы — 7,4, для Украины — 6,7.
Все-таки поляки сегодня — сплошной сюрприз. При таком уровне негатива статьи, тем не менее, в большинстве своем умные, адекватные и корректные: "Россия: вы станете умирать за Даугавпилс?" (Gazeta Wyborcza, 09.07); "Саммит НАТО: относительный успех, или мы добились всего, что было возможно. "Это наверняка не был очередной бессмысленный саммит" (wPolityce.pl, 09.07); "Российские СМИ смеются над саммитом в Варшаве: "Пьют и машут шашкой, как при Брежневе" (Polityka, 09.07).
По внезапно ставшей германофильской прессе Литвы мы уже пробежались. А вот на Украине — неожиданность: никаких кинжалов нам в спину: "МИД РФ назвал российскую агрессию "вымышленными угрозами" (5 Канал, 10.07); "Обама: Россия и НАТО не смогут вернуться к привычным отношениям" (Телеканал 112, 09.07); "Саммит НАТО: восточное крыло с сине-желтой отметиной" (Зеркало недели, 09.07).
Наш выбор: французские реверансы
Действительно ли Россия — "не противник и не угроза" для Европы? Таким вопросом задается Le Parisien (09.07), размышляя над заявлением французского президента Франсуа Олланда на саммите НАТО. Глава государства назвал Россию партнером, признавая при этом применение ею насилия на Украине. Правда, эти слова сопровождались небольшим выпадом в сторону западной оборонительной организации, где доминируют американцы: "Роль НАТО не состоит в том, чтобы влиять на отношения, которые Европа должна выстраивать с Россией". Конечно же, это было обращение к американскому президенту Обаме, который заявил на страницах The Financial Times, что действия России в Крыму ставят под угрозу мир в Европе, считает газета.