День российской почты установлен Указом президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года, отмечается ежегодно во второе воскресенье июля. В 2016 году эта дата приходится на 10 июля.
Праздник был учрежден к 300-летию создания первой российской внутренней почтовой линии, основанной по указу Петра I для организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском.
Российская почта — одна из старейших в Европе, она зародилась в самом начале образования Киевской Руси в IX-X веках. В те времена на крестьянство накладывалась специальная повинность, которая называлась "повоз". Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем "повоз" стал основой для создания почтовых служб.
В начале XIII века на Руси была организована "ямская гоньба" — специальная служба для пересылки письменных сообщений, которая просуществовала до конца XVIII века.
Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин (около 1605-1680). Он установил первое почтовое сообщение с зарубежными странами (с Вильно и Ригой), ввел в обращение термин "почта" вместо "ямской гоньбы", установил твердые сроки отправки и получения почты, сортировку писем по городам и их заделку под печати в мешки, ларцы, сумы, меха. Ямщики стали называться почтарями и одевались в форменную одежду. Появилась регулярная почтовая связь с российскими городами, и население получило возможность за плату пересылать частную почту, так называемые "грамотки".
При Петре I мероприятия по развитию почтовой связи были продолжены. В 1693 году он издал указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва — Переславль-Залесский — Ростов Великий — Ярославль — Вологда — Архангельск.
При Петре I были также открыты регулярные почтовые тракты Москва — Рига, Москва — Петербург, учреждены почтамты в Москве (1711) и Петербурге (1717), в больших городах появились почтовые конторы. В самом начале XVIII века была создана фельдъегерская служба для ускоренной пересылки важных государственных документов. Для нужд армии была организована военно-полевая почта.
Почтовые реформы продолжились при Екатерине II. В 1781 году при Коллегии иностранных дел был создан Почтовый департамент, который вскоре был выделен в самостоятельное Главное почтовых дел управление. В том же году была начата пересылка по почте денежных средств и введена доставка писем на дом почтальонами.
В 1783 году были введены единые для всего государства тарифы на пересылку писем и посылок, зависящие от массы почтовых отправлений и расстояния их пересылки. В 1843 году расстояние учитываться перестало.
В 1833 году в Санкт-Петербурге и Москве в мелочных лавках и кондитерских были установлены почтовые ящики для сбора писем. В 1837 году почта впервые была отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село. Впоследствии почта стала перевозиться в специализированных почтовых вагонах и в специально оборудованных каютах пароходов. Изменились способы оплаты пересылки писем. С 1845 года стали выпускаться штемпельные конверты для международной и городской почты. В 1857 году для подтверждения оплаты почтовых тарифов в России была выпущена первая почтовая марка.
Почтовые карточки были введены в обращение в России в январе 1872 года.
В 1874 году Россия стала одним из основателей Всемирного почтового союза.
В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву. Сначала перевозилась только служебная почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции.
Во время Великой Отечественной войны перед почтой стояла задача обеспечения бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый "солдатский треугольник". Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами — всеми возможными способами.
Разрушенная войной почтовая отрасль была восстановлена в 1950-х годах. Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. Постепенно почта увеличивала количество услуг: многие почтовые отделения объединяли в себе телеграф и телефон, осуществляли подписку и доставку печатных изданий, стали принимать оплату за коммунальные платежи и выдавать пенсии и пособия.
Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. В начале 1990-х годов на правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль.
Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ.
В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании.
В соответствии с Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, принятой распоряжением правительства РФ 28 июня 2002 года, в почтовой отрасли РФ проведена реорганизация. Все существующие организации федеральной почтовой связи были объединены в единый федеральный оператор почтовой связи — Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России".
Предприятие было создано распоряжением правительства от 5 сентября 2002 года, 13 февраля 2003 года проведена его государственная регистрация.
29 марта 2013 года "Почта России" вошла в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации.
Сегодня "Почта России" обладает самой крупной филиальной сетью в стране — порядка 42 тысяч почтовых отделений и объединяет один из самых больших трудовых коллективов страны — более 300 тысяч сотрудников. Ежегодно Почта России доставляет более 2,5 миллиарда писем и около140 миллионов посылок, а также более одного миллиарда экземпляров печатных изданий для 20 миллионов подписчиков. Объем транзакций, которые проходят через "Почту России" (пенсии, платежи и переводы), составляет 3,5 триллиона рублей в год.
По итогам 2015 года чистая прибыль ФГУП "Почта России" составила 1,578 миллиарда рублей, что на 27,8% больше, чем в 2014 году (1,235 миллиардов рублей). Выручка предприятия от продажи товаров, продукции, работ и других увеличилась на 6% и составила 149 миллиардов рублей (140,4 миллиарда рублей в 2014 году).
Генеральный директор ФГУП "Почта России" — Дмитрий Страшнов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников