8 июля 1941 года первыми в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены три летчика 158-го истребительно-авиационного полка 7-го истребительного корпуса противовоздушной обороны.
Звание Героя Советского Союза, высшая степень отличия в СССР, присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР (с марта 1990 года — президентом СССР) за заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением героического подвига. Было учреждено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Герою Советского Союза вручалась высшая награда страны — орден Ленина, знак особого отличия — медаль "Золотая Звезда" и выдавалась особая грамота Президиума Верховного Совета СССР.
Первыми звания Героя Советского Союза 20 апреля 1934 года были удостоены семь летчиков (Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский,
Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев), проявившие мужество и отвагу при спасении экипажа ледокола "Челюскин", потерпевшего бедствие во льдах Северного Ледовитого океана.
Последним, кому была вручена медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза 24 декабря 1991 года стал младший научный сотрудник — водолазный специалист капитан 3-го ранга Леонид Солодков.
Всего звания Герой Советского Союза удостоено свыше 12 770 человек. Наибольшее количество награждений было произведено в годы Великой Отечественной войны (свыше 11 тысяч человек).
8 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР были присвоены первые в Великую Отечественную войну звания Героев Советского Союза. "За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство" высшую государственную награду получили младшие лейтенанты 158-го истребительного авиаполка 7-го истребительного корпуса противовоздушной обороны командир звена Степан Здоровцев и летчики Михаил Жуков и Петр Харитонов.
28 июня 1941 года Петр Харитонов вылетел в составе звена И-16 на отражение налета бомбардировщиков Ju-88 на город Остров Псковской области. Это был его первый боевой вылет. Во время воздушного поединка с бомбардировщиком противника Харитонов, израсходовав боеприпасы, зашел в хвост фашистскому самолету и винтом своего истребителя нанес удар в его хвостовое оперение. "Юнкерс" клюнул носом и рухнул на землю. Из-за погнутого воздушного винта истребитель Харитонова охватила тряска, но он продолжал слушаться рулей. Летчик не покинул поврежденную машину и произвел посадку на своей территории.
В тот же день, отражая налет немецких самолетов на аэродром, летчику того же полка Степану Здоровцеву пришлось таранить фашистский бомбардировщик. Во время боя с вражеским самолетом у него кончились боеприпасы. Форсируя двигатель, Здоровцев подошел снизу под хвост бомбардировщика и срубил винтом хвостовое оперенье "юнкерса". Ему удалось удержать в полете свой поврежденный И-16, в то время как немецкий самолет, потеряв управление, врезался в землю. Выбросившихся с парашютом фашистских летчиков взяли в плен. Здоровцев благополучно приземлился и через два часа на этом же самолете вылетел на новое задание.
29 июня группа истребителей того же полка, в состав которой входил и младший лейтенант Михаил Жуков, была поднята для перехвата воздушного противника.
Атакованные советскими истребителями вражеские самолеты начали беспорядочно сбрасывать бомбы и разворачиваться на свою территорию. Но один из них, снижаясь, все же пытался незаметно прорваться к аэродрому. Жуков устремился за ним. Немецкий стрелок открыл огонь, но несколькими очередями советский летчик заставил его замолчать. "Юнкерс" начал резко снижаться. Жуков знал, что вражеские летчики иногда имитируют падение, но под ними находилось Псковское озеро, на которое вынужденной посадки не совершишь. Он продолжил преследование и вел прицельный огонь по наиболее уязвимым местам немецкого бомбардировщика. Когда кончились боеприпасы, решил таранить врага.
Уходя от возможного тарана, немецкий летчик совсем прижал машину к водной глади и его самолет зарылся носом в Псковское озеро в 15 километрах западнее города Остров. Не долетев до воды метра два, Жуков выровнял свой И-16 и взмыл вверх. Через некоторое время он произвел посадку на своем аэродроме. Это был третий боевой вылет Михаила Жукова.
9 июля 1941 года, на следующий день после награждения, Степан Здоровцев погиб в воздушном бою под Псковом. Михаил Жуков воевал в небе Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), был ранен. Погиб в начале прорыва блокады Ленинграда 12 января 1943 года под Дубровкой, прикрывая наземные войска. Петр Харитонов в сентябре 1941 года в воздушном бою был тяжело ранен, вернулся в строй в 1944 году. Воевал до конца войны в частях ПВО. После войны он продолжал службу в военно-воздушных силах, в 1955 году в звании полковника вышел в запас, работал в штабе гражданской обороны в Донецке. Умер в 1987 году.
Именем Степана Здоровцева был назван пассажирский теплоход, который плавал по Волге, улицы в Астрахани, Волгограде и Ленинграде, в Астрахани ему установлен памятник. Имя Михаила Жукова носят улицы в Ярославле и Череповце, в Ярославле установлен его бюст.
22 июля 2005 года на международной трассе Санкт-Петербург — Киев (Псков, район Кресты) был открыт монумент, посвященный памяти летчиков Петра Харитонова, Михаила Жукова и Степана Здоровцева, первых Героев Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. В этом районе в военном городке Кресты перед войной базировался летный полк, в котором служили Герои.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников