Российские партии начали подготовку к выборам в Госдуму, которые пройдут в единый день голосования 18 сентября, провели предвыборные съезды и определились с кандидатами. О необходимости менять финансово-экономический курс, об опасениях по поводу честности избирательной кампании и возможности переноса президентских выборов в интервью РИА Новости рассказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Беседовала Людмила Бескоровайная.
— Геннадий Андреевич, избирательная кампания в разгаре, некоторые партии заявляют о своих амбициях на второе место в Госдуме. Какое количество мандатов рассчитывает получить Ваша партия?
— Мы рассчитываем на поддержку нашей программы в широких народных массах. Если продолжится нынешний курс, то тяжелейшие потрясения в стране неизбежны. Поэтому речь идет не о том, чтобы прибавить пять или десять мандатов. Речь идет о том, что этому курсу крайне требуется противовес. Неслучайно мы так долго и упорно готовили программу, неслучайно она принята единогласно на съезде. Неслучайно у нас список не просто КПРФ, а членов народно-патриотических сил России. Мы надеемся на широкую поддержку.
У нас союз партийных и беспартийных. У нас нобелевский лауреат Жорес Алферов, который не является членом КПРФ. У нас космонавт Светлана Савицкая, дважды герой Советского Союза, не является членом КПРФ, но отчаянно борется за безопасность страны и качественное образование. С нами пошли Сергей Бабурин, бывший вице-спикер Госдумы, Сергей Шаргунов, талантливый молодой писатель. Нас на съезде поддержал Захар Прилепин, который является одним из самых талантливых молодых писателей, публицистов и телеведущих.
Речь идет не о количестве просто. Речь идет о том, что стране крайне нужен левоцентристский поворот.
Мы предлагаем сформировать блок государственно-патриотических сил. Выдавить из правительства тех, кто убивает финансы, гробит экономику, разрушает науку и образование. Это самый принципиальный вопрос. Потому что отсутствие противовеса в этом составе неизбежно приведет к катастрофе.
Вот в чем принципиальный смысл. Поэтому в Думе надо иметь 226 голосов людей, которые осознают, что левоцентристкий курс — это спасение для страны, это мир для страны, это выход из кризиса.
Мы ставим задачу дойти со своей программой до каждого человека, максимально сплотить все государственно-патриотические силы. Мы ставим задачу, чтобы в Думе было такое большинство. А это означает работу и с теми, кто есть в некоторых других фракциях и так далее, и мы с ними продолжаем вести диалог.
— На ваш взгляд, как проходит работа партий по подготовке к выборам? Много ли опасений по поводу честности избирательной кампании?
— У меня слишком много опасений. Я обращался ко всем — и к президенту, и к администрации — и говорил: этот состав Думы сделал целый ряд шагов в верном направлении. И закон о промышленной политике, и о стратегическом планировании, и территории опережающего развития, и укрепление оборонного комплекса, и новые технологии. Но это не подкрепляется никак финансово-экономической и социальной политикой.
Соперничество идет между партиями-сателлитами. Зачем нужны фальшивые коммунисты? Зачем нужен список из 15 партий? Чтобы запутать гражданина? Зачем появилась Казачья партия России — КПРФ? Чтобы такую аббревиатуру иметь? Зачем допустили почти одинаковые эмблемы у остальных сателлитов? Это и есть фальшивцы. Поэтому я не вижу со стороны них серьезных усилий для проведения честных выборов. Там есть амбициозные люди, которые решили, видимо, свои задачи, а не задачи вывода страны из кризиса и нормального проведения честных и достойных выборов.
Зачем Путин, обращаясь в своем послании, сказал, что нужно провести выборы так, чтобы народ им доверял? Зачем он пришел в Думу и сказал, что мы должны соревноваться не черным пиаром и грязью, а программами и солидными командами?
— Некоторые партии выдвигают так называемых "паровозов" — известных фигур, которые оттягивают на себя голоса, а в случае победы на выборах отказываются от мандата в пользу других членов партии. Как вы относитесь к такой практике?
— Если они не собираются работать в Думе — это не "паровозы", а лоббисты. А если учесть, что они обладают административным ресурсом, тогда они должны уходить на выборы с должности, чтобы не влиять на своих подчиненных, руководителей районов.
— На ваш взгляд, пройдет ли какая-либо новая партия в Госдуму?
— Я считаю, преодолеть пятипроцентный барьер есть возможность у трех-четырех организаций.
Объективно партия власти в силу своего положения уже имеет 25%. Чиновники, начальники, люди в погонах придут проголосуют. Они уже праймериз свои провели. Стыдобушка несусветная.
Мы.
ЛДПР, у них есть свои избиратели.
"Справедливцы"… Не знаю, они на грани. Все.
Все остальное от лукавого. Если тащить за уши не будут, пройти они не могут. У них нет ничего для прохождения. Команда есть? Нет. Ресурсы есть? Нет. Структура есть? Нет. Интересные идеи и проекты законов есть? Нет.
Почему в Америке соревнуются две партии, в Англии — две, во Франции — две, а третья помогает? Почему у нас 77 партий зарегистрировано и 15 партий гонят на выборы? В мире три принципиальных течения: левое — коммунисты, социалисты, центристское и правое. Все.
— Ваша партия планирует пригласить наблюдателей из других стран на выборы в Госдуму?
— Будем приглашать, у нас большая команда. Будут наблюдатели из многих стран, европейские наши коллеги. У нас в Союз левых входит около сотни стран, все заявили нам, что готовы принять участие и поддержать наши просьбы.
Будем максимально кооперироваться для контроля за выборами. Будем призывать массы защищать свои голоса. И предупреждаем заранее руководителей и членов избирательных комиссий — в этот раз воровство голосов втройне преступно, потому что оно подрывает стабильность, элементарное доверие к власти и усугубляет и без того крайне сложную обстановку.
Пусть помнят, что воровство голосов — преступление без срока давности. Это не голоса. Это полномочия, это финансы, это все остальное.
— Кстати о финансах. Какое финансирование КПРФ запланировала на проведение избирательной кампании?
— У нас работают бескорыстные люди, мы обеспечиваем их на обед, на чай и доехать. В принципе уже 72 человека из 100 в стране сегодня живут на 15 тысяч рублей и менее в месяц. Поэтому мы будем помогать, а платить у нас нет возможности. Мы будем по минимуму расходовать средства.
— Перед каждыми выборами в СМИ появляются сообщения о том, что вы оставите руководство партии, перейдете в Совет Федерации по президентской квоте? Возможно ли это?
— Я сейчас нужен, чтобы в стране были элементарный порядок и стабильность. Если бы на моем месте был кто-то типа Жириновского, давно бы вся страна в окопах сидела. Это вопрос принципа. Я хочу, чтобы страна была умной, образованной, сильной и грамотной. По крайней мере, мы сейчас предлагаем конструктивную программу и проверенную команду, она в состоянии справиться со многими проблемами. Опыт и знания у людей есть. Не торопитесь.
В критические моменты в стране должны быть несколько человек, к которым прислушаются. Пока еще прислушиваются к Путину. Прислушиваются к Святейшему. Народно-патриотические силы прислушиваются к моему голосу. Вот и надо объединять усилия всех влиятельных людей, чтобы вытащить страну. А нас обложили санкциями, натовцы без конца проводят учения на границе, в Киеве бандеровцы распоясались. У нас ситуация сейчас похлеще 1941 и 1991 годов. Поэтому надо думать, как в ходе кризиса сплотить страну, а не разругаться.
Я недавно встречался с президентом и говорил, что нам надо собраться всем вместе и обсудить все детали. Все сделать, чтобы укрепить страну. У нас был хороший заряд патриотических чувств после возвращения Крыма и Севастополя, поддержки Донбасса, "Бессмертный полк" нам показал пример, как можно сплотиться в трудные минуты. В ходе выборов очень важно укрепить эти начинания, а не сталкиваться лбами.
— Когда произошел перенос выборов в Госдуму, многие эксперты говорили, что это репетиция к переносу президентских выборов. На ваш взгляд, возможно ли это?
— Моя точка зрения — возможно.
— Вы хотели бы вновь участвовать в президентской гонке?
— Наша команда будет участвовать в любом случае. Мы одна из самых влиятельных, хорошо оснащенных и опытных политических сил. Но что касается каждого персонально, пусть докажут сейчас в ходе выборов в Думу и местных выборов, что народ им верит, что программа их реальная, что они могут бороться и защищать свои голоса. А потом будем определяться.