МОСКВА, 28 июн — РИА Новости. Ряд аналитиков, пишущих для западных СМИ, прогнозируют, что отделение Великобритании от Евросоюза в итоге не состоится.
"Я голосовал за выход, но, учитывая все доводы, нельзя отрицать, что в конечном итоге мы останемся в ЕС", — пишет корреспондент The Independent Шон О'Грэйди.
Во-первых, по его мнению, перевес голосов был незначительным. У большинства стран есть конституционный обычай, по которому для серьезных решений нужно одобрение двух третей голосов законодателей или граждан на референдуме — то есть гораздо больше, чем около 52 процентов, проголосовавших за Brexit. Кроме того, некоторых из проголосовавших за отделение вся серьезность складывающейся ситуации заставляет сожалеть о принятом решении, пишет О'Грэйди.
Во-вторых, указывает он, в Великобритании только парламент может решать, следовать ли стране воле народа или нет. Конечно, взять и проигнорировать результаты референдума нельзя, однако он не является решающим фактором.
В-третьих, Евросоюз без Великобритании теряет слишком многое.
Тот, кто сменит премьер-министра Дэвида Кэмерона, заявившего об отставке, вероятно, просто попросит Брюссель о какой-то новой, более выгодной сделке, и ЕС, если у его лидеров есть хоть капля здравого смысла, согласится и предложит что-то, что успокоит сторонников Brexit — например, немного "ударит по тормозам" в миграционном вопросе, считает корреспондент The Independent.
В-четвертых, по мнению О'Грэйди, мало кто из консерваторов — партии большинства, формирующей правительство, — сейчас поддерживает выход из ЕС, включая экс-мэра Лондона Бориса Джонсона, который раньше позиционировал себя как активного сторонника Brexit.
Наконец, если состоятся всеобщие выборы и на смену консерваторам придут лейбористы, они точно не захотят отделяться, не отправившись в Брюссель за советом. В этом случае в стране почти наверняка пройдет повторный референдум, и на этот раз победителями, вероятно, окажутся сторонники ЕС, заключает журналист.
Джон Кэссиди, пишущий для журнала The New Yorker, напоминает, что отделение Великобритании от ЕС — это как минимум долгий процесс. Чтобы получить право выйти из Евросоюза, Лондон должен инициировать статью 50 Лиссабонского соглашения, после чего начнется процесс переговоров об условиях будущего сотрудничества между Великобританией и ЕС, который может занять два года. Кроме того, Лондон пока не торопится применять эту статью.
По словам Кэссиди, заявление Кэмерона об отставке "остановило часы": до избрания нового премьера статью 50 задействовать не будут, и нет никаких гарантий, что новый премьер прибегнет к ней, даже если им окажется Борис Джонсон.
Кэссиди перечисляет некоторые из этих последствий: обрушение фондового рынка и курса фунта стерлинга, понижение кредитного рейтинга, в будущем — возможные проблемы для бизнеса и рецессия. "Обычные люди, вероятно, будут более обеспокоены тем, что сейчас, когда школьные каникулы на носу, стоимость поездок в Европу, которые ежегодно совершают британцы из всех социальных слоев, подскочила на 12 процентов", — приводит пример автор.
Кэссиди также напоминает о том, что референдум носит рекомендательный характер, однако проигнорировать чаяния 17 миллионов британцев парламент не может себе позволить. Более реальное развитие событий — всеобщие выборы, второй референдум или и то, и другое.
Кэссиди при этом признает, что общался с двумя "уважаемыми людьми" из Лондона, которые против разделения с ЕС, и оба они называют его прогноз слишком оптимистичным.
Колумнист Financial Times Гидеон Рахман придерживается похожего мнения: по его словам, история с отделением Британии от ЕС оказалась шокирующей, драматической и разочаровывающей, и все же "это еще не конец".
В этих случаях ЕС предоставлял ирландцам и датчанам некоторые уступки, и в итоге они голосовали за эти соглашения. "Так почему же, зная историю, кто-то должен верить в то, что решение по британскому референдуму окончательное?" — делает выводы Рахман.
На его взгляд, Брюссель пойдет на уступки Лондону, потому что Великобритания является важным членом ЕС. Разумеется, многие будут в негодовании от такого рода сделки, но, с точки зрения Рахмана, "крики ярости" будут слышны только со стороны экстремистов.
"Но нет никаких причин позволять экстремистам по обе стороны Ла-Манша решать, как закончится эта история", — полагает автор.