МОСКВА, 23 июн — РИА Новости. Рынок лифтов в России в последние полгода стал головной болью и чиновников, и общественности: раз за разом с подъемниками случают ЧП, а все потому, что почти треть всех лифтов в стране выработали свой срок службы. Редакция портала "РИА Недвижимость" решила выяснить, какие еще проблемы существуют на рынке лифтов в России и как их можно решить.
Смертельный подъем
По данным комитета Госдумы России по жилищной политике и ЖКХ, за последние пять лет из-за аварий в российских лифтах погибло 73 человека. Объемы устаревшего оборудования также растут – в 2016 году предполагается заменить порядка 8,5 тысяч старых лифтов, при этом в России каждый год успевают состариться еще около 10 тысяч лифтов.
"Только за четыре месяца, с конца прошлого года, произошло 20 несчастных случаев, погибло 14 человек, травмировано 10. То есть это, грубо говоря, два отделения солдат на войне", — гендиректор Ассоциации делового сотрудничества "Саморегулируемая организация "Лифтсервис" Алексей Захаров.
Причина лифтопада
Данные Общественного совета при Минстрое свидетельствуют о том, что в среднем по стране около 30% лифтов в жилищном фонде выработали свой срок службы (25 лет) и требуют замены. В 22 субъектах от 50% и выше лифтов можно считать небезопасными. Получается, что во многих регионах каждый третий, а в некоторых и каждый второй лифт не отвечает требованиям безопасности.
"Ситуацию усугубило снижение уровня государственного контроля и надзора за безопасной эксплуатацией лифтов, вывод их в 2013 году из категории "опасных производственных объектов". Это привело к необратимым последствиям в части увеличения смертности на лифтах", — говорит руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ Сергей Чернышов.
Захаров в свою очередь отмечает, что в России, в жилом секторе, насчитывается более 430 тысяч лифтов, из которых на сегодня 120 тысяч лифтов устарели и требуют замены либо ремонта, которые потребуют порядка 200 миллиардов рублей.
Одной из причин несчастных случаев, связанных с лифтами, Захаров назвал отсутствие вертикали профессионально-технического надзора в лифтовой отрасли со стороны Ростехнадзора. "На данный момент в лифтовой отрасли на разных стадиях жизненного цикла лифта надзорными органами выступают Росстандарт, Росаккредитация, Минпромторг, Госстройнадзор, Ростехнадзор, МЧС России, Госжилинспекция, Минприроды, Роспотребнадзор. В сложившейся ситуации, получается, у семи нянек дитя без глазу", — подчеркивает Захаров.
По его словам, с отменой лицензирования и контроля со стороны Ростехнадзора появились организации по монтажу и обслуживанию лифтов, не владеющие необходимыми технологиями. "При этом были отменены правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, которые были обязательными для исполнения заводом-изготовителем и монтажными организациями. Вновь разработанные нормативные документы носят рекомендательный характер. Сложившаяся система договорных отношений между управляющей компанией и специализированными организациями не позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию лифта", — объясняет эксперт.
Кто правит рынком
На рынке лифтового оборудования, безусловно, есть конкуренция, особенно между российскими и иностранными производителями, говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. В России ежегодно вводится в эксплуатацию около 35 тысяч лифтов, из которых более 60% — российские, то есть на 70% и более состоящие из отечественных комплектующих.
Наиболее популярные производители российских лифтов: лидеры — Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод, "ОТИС Лифт Россия", Серпуховской лифтостроительный завод, "Евролифтмаш", "Нижегородлифтмаш" и "Кузбасс лифт".
"Как правило, в домах эконом- и комфорт-классов оптимальными считаются лифты от заводов "Могилевлифтмаш", Щербинского лифтового завода, компаний Otis, Mitsubishi и других. Для премиум-класса в основном это бренды Thysson, Shindler, SKG, Kone", — замечает гендиректор девелоперской компании "Леонтьевский Мыс" Игорь Оноков.
Чернышов отметил, что в кризис из-за курсовой разницы у российских производителей появилась возможность занять нишу лифтов бизнес и бизнес + классов.
Немеждународный стандарт
Согласно действующим СНИПам, в жилых домах до 10 этажей достаточно одного лифта на подъезд, если в доме от 11 до 17 этажей, то лифтов должно быть два, причем один из них грузовой. В высотных зданиях необходимо устанавливать четыре лифта, объясняет Оноков.
Что касается обслуживания лифтовых кабин, то механик-специалист должен хотя бы раз в месяц проводить обслуживание — осмотр, смазку и регулировку всех механизмов, а также дополнительно выходить на проверку по заявкам жильцов, добавляет Николаева. Еще одну проверку работы лифта он должен провести раз в три месяца, а затем раз в шесть месяцев. Один раз в год проводится полная подготовка лифта к техническому освидетельствованию, продолжает она.
Оценку лифтов должна проводить уполномоченная организация или инженерный центр, говорит Чернышов. Если в ходе проверки выявляется неисправность, то ее должна устранять управляющая компания.
"Если лифт необходимо заменить, то это можно сделать двумя путями: либо попасть в федеральную или региональную программу по его замене, либо собрать необходимую сумму с жителей. Стоимость подобных работ составляет около 1,5 миллиона рублей. Работы можно проводить в рассрочку – на квартал, на шесть месяцев, на год", — объясняет Николаева.
По словам Чернышова, конкурсы по выбору компаний, предоставляющих и монтирующих подъемники в жилые дома, обязаны проводить фонды капитального ремонта. Обычно в таких конкурсах участвует до 28 компаний.
При этом региональные фонды не вправе требовать продукцию конкретного завода-изготовителя, а могут только лишь указывать требования, которым должны соответствовать поставляемые лифты. Собственники жилья также не могут повлиять на выбор компании-производителя лифтов.
"Получается, что по большому счету за все отвечает управляющая компания, однако они не ведут работы самостоятельно, а нанимают подрядные организации – обслуживающие компании, качество работы многих из них оставляет желать лучшего. Новоиспеченные обслуживающие компании, выигравшие электронные торги, нередко даже не выясняют причин остановки того или иного лифта. Придут, перезапустят, и на этом все заканчивается. Заранее никакие механизмы не меняются — только когда что-то сломается", — рассуждает Николаева.
В большинстве таких подрядных компаний нет квалифицированного персонала, опытных специалистов катастрофически не хватает, из-за чего на работу часто берут совершенно неподготовленных людей, сетует Николаева. Нехватка кадров ощутима: к примеру, даже в Москве на одного электромеханика может приходиться до 150–200 лифтов, и эта цифра никак не регулируется.
В целом, опыт регулирования лифтовой деятельности в России значительно отличается от международного, причем не в лучшую сторону, резюмирует Николаева. Если во всем мире производители не просто имеют право — они обязаны осуществлять полный жизненный цикл своей продукции (они производят и затем обслуживают свои лифты), то в России существуют отдельно сотни компаний, которые монтируют лифты в домах, и еще сотни, которые потом их обслуживают.
Тем временем, как рассказала Елена Николаева, в Госдуму внесен законопроект, позволяющий отнести лифты к категории опасных производственных объектов и повысить требования их безопасности. Соответствующие поправки планируется внести в Градостроительный кодекс. Регулировать данный законопроект планируется на уровне правительства, что позволит детально прописать необходимые требования.